поиск
    

 
 

История древнерусской литературы
составитель - А.М.Зотов

Вопросы к экзамену по истории древнерусской литературы

1. Возникновение древнерусской литературы, ее специфика.
2. Жанры древнерусской литературы. Периодизация древнерусской литературы.
3. Переводная литература XI - XIII вв. Естественнонаучные и исторические сочинения.
4. Древнехристианская книжность на Руси. Библейские канонические книги и апокрифы.
5. Переводная беллетристика XI - XIII вв.
6. “Повесть временных лет”. Типы летописного повествования.
7. “Повесть временных лет” как литературный памятник. Ее состав, редакции, источники.
8. Летописное время. Концепция Д.С. Лихачева.
9. Абстрагированность и литературный этикет в древнерусской литературе.
10. Житие как жанр. Анонимное “Сказание о Борисе и Глебе” как произведение агиографического жанра.
11. “Житие Феодосия Печерского”, его сюжет и композиция. Черты исторической действительности, метафоры-символы в системе изобразительных средств “Жития”.
12. Киево-Печерский патерик. История создания. Литературное значение памятника.
13. Стиль монументального историзма в древнерусской литературе XI - XIII вв.
14. Красноречие в Древней Руси, его виды. Учительное красноречие. “Поучение” Владимира Мономаха.
15. Торжественное красноречие. “Слово о Законе и Благодати” митрополита Иллариона. Композиция “Слова...”, его идейный смысл.
16. История открытия и изучения “Слова о полку Игореве”.
17. “Слово о полку Игореве” и книжная традиция.
18. “Слово о полку Игореве” и устное народное творчество. Проблема влияний.
19. Сюжет и композиция “Слова о полку Игореве”.
20. Творчество Кирилла Туровского. Лирико-драматический характер “Слов”. Элементы символического пейзажа.
21. “Повесть о битве на реке Калке”, “Слово о погибели русской земли” как повести о татарском нашествии.
22. “Повесть о разорении Рязани Батыем”. Композиция и стиль.
23. “Житие” Александра Невского. Элементы стиля воинской повести и жития.
24. Жанр хождения в древнерусской литературе. “Хождение” игумена Даниила.
25. “Моление” Даниила Заточника. Жанровое и стилевое своеобразие.
26. Отражение и оценка событий монголо-татарского нашествия в “Словах” Серапиона Владимирского. Художественное своеобразие “Слов”.
27. Отражение событий монголо-татарского нашествия в агиографической литературе XIII в. “Слово о Меркурии Смоленском”, “Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора”.
28. Предвозрождение в русской культуре XIV - первой половине XV в. Изобразительное искусство этого периода.
29. Литература XIV - первой половины XV в. Экспрессивно-эмоциональный стиль. Абстрактный психологизм.
30. Историческая ситуация XIV в. События, лежащие в основе Куликовского цикла. “Сказание о Мамаевом побоище”. Соотношение книжно-церковного и эпического стиля в “Сказании ...”.
31. “Задонщина”. Время создания, вопрос об авторе. Соотношение “Задонщины” и “Слова о полку Игореве”. Композиция, образы, стилистические средства.
32. “Житие Сергия Радонежского”. Композиционная структура и особенности стиля. Сопоставить с повестью Б. Зайцева “Преподобный Сергий Радонежский”.
33. “Житие Стефана Пермского” Епифания Премудрого. Принципы изображения человека.
34. “Повесть о Петре и Февронии Муромских”. Художественное своеобразие.
35. Литература XVI в. Основные идеологические течения. “Послание о Мономаховом венце” (“Сказание о князьях Владимирских”), “Послание на звездочетцев” (“Москва - Третий Рим”).
36. “Хождение за три моря” Афанасия Никитина. Особенности стиля. Личность путешественника
37. “Повесть о Дракуле”.
38. Иван Грозный как писатель. Стиль его посланий.
39. “Повесть о взятии Казани”. Особенности повествования.
40. “Повесть об Азовском осадном сидении”, ее художественное своеобразие.
41. Домострой. Проблематика. Структура памятника. Публицистическая направленность.
42. XVII век в русской литературе как переходное время от средневекового (древнерусского) типа литературы к литературе нового времени.
43. “Повесть об Ульянии Осоргиной” («Житие Юлиании Лазаревской») как житийно-биографическая повесть.
44. Агиографическая традиция и художественная природа “Жития” протопопа Аввакума. Вопрос о жанре. Художественное время в “Житии”.
45. Церковный раскол, его причины и последствия. Протопоп Аввакум - идеолог раскола.
46. Стиль “Жития” протопопа Аввакума. Символика в художественной структуре произведения. Юмор протопопа Аввакума.
47. “Смута” в Московском государстве и ее отражение в исторической литературе XVII в. (“Новая повесть о преславом Россиийском царстве”, “Сказание” Авраамия Палицына, “Плач о пленение и о конечном разорении Московского государства” и др.).
48. Открытие человеческого характера в исторической литературе начала XVII в. (Хронограф 1617 г., “Временник” И. Тимофеева, Летописная книга).
49. “Повесть о Горе-Злочастии”. Характер художественного обобщения в повести. Конфликт. Традиции устного народного творчества.
50. “Повесть о Савве Грудцыне”. Беллетризация сюжета, тема двойничества и причины ее появления в повести, сочетание светского и религиозного начал. Авторская позиция. Средства ее выражения в повести.
51. “Повесть о Фроле Скобееве” как плутовская новелла. Новый тип героя. Особенности языка повести.
52. Барокко в русской литературе XVII века. Творчество Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, Сильвестра Медведева.
53. Возникновение русского театра.
54. Сатирическая литература XVII века, ее проблематика и жанровые формы.



Кафедра русской литературы и фольклора © 2003
Разрешено использование любых наших материалов в сети Интернет при установке ссылки на наш сайт