поиск
    

 
 

История древнерусской литературы
составитель - А.М.Зотов

Содержание дисциплины

Лекция 1 (4 ч. ).
Своеобразие древнерусской литературы, ее художественного метода и жанровой системы
.

Проблемы литературной преемственности. Значение литературы Древней Руси в становлении и развитии русской литературы нового времени Древняя русская литература - начальный этап развития русской литературы. Хронологические и географические границы древнерусской литературы. Ее объем и специфические особенности: рукописный характер, “анонимность”, взаимосвязи с фольклором, деловой и церковной письменностью. Центральные темы древнерусской литературы: патриотизм, государственное строительство, народное единство и героизм. Характер ее историзма, публицистичность. Проблема художественных методов древнерусской литературы, система жанров, тесная связь жанра и стиля.

Познавательное, воспитательное и эстетическое значение древнерусской литературы. Ее роль в развитии литературного языка. Взаимодействие древнерусского и старославянского языков. Литература и письменность. Понятие литературного памятника. Рукопись и печатная книга. Списки, редакции, изводы. Критика текста: научное установление родства списков и первоначального текста памятника. Эволюция писчего материала и письма. Древнерусские почерки и орнаментика рукописей. Определение по этим данным места и времени написания списка. Проблема авторства и хронологического приурочивания памятника. Возникновение древнерусской литературы. Место и роль фольклора в формировании литературы. Вопрос о начале письменности у восточных славян. Политическое и культурное значение введения христианства в Киевской Руси. Культурные и литературные связи Руси с Византией, южными и западными славянами, со странами Западной Европы и Востока.

Краткие сведения по источниковедению древнерусской литературы. Этапы ее изучения. Значение трудов Ф. И. Буслаева, А. Н. Веселовского, А. Н. Пыпина, Н. С. Тихонравова. Достижения отечественной литературоведческой науки в исследовании древнерусской литературы. Курс лекций А. С. Орлова, учебник Н. К. Гудзия, работы И. П. Еремина, В. П. Адриановой-Перетц, Д. С. Лихачева. Задачи дальнейшего изучения и проблема периодизации древнерусской литературы.


Лекция 2 (2 ч.)

Русское летописание
XI - XII вв

“Повесть временных лет” как литературный памятник начала XII в. Проблема связи древнерусской литературы и фольклора. Состав, редакции и источники “Повести временных лет”. Гипотезы А. А. Шахматова, В. М. Истрина, Д. С. Лихачева, Б. А. Рыбакова. Возникновение 'летописных сводов на основе устных народных эпических сказаний, исторических преданий, погодных записей, местных летописей и юридических документов. Редакторские приемы составителей летописных сводов. Характер миросозерцания летописцев, их политическая позиция: защита идей единства Русской земли в борьбе со степными кочевниками, политической и религиозной ее независимости от Византии, осуждение княжеских междоусобиц. Отражение в летописи общественных интересов.

“Повесть временных лет” и фольклор: отзвуки в летописи обрядовой поэзии, топонимических легенд, преданий, связанных с могильниками, дружинной поэзии, народного эпоса, сказочного предания, пословиц, поговорок, загадок. Историческая повесть и сказание в летописи (“Повесть об ослеплении Василька Теребовльского”). Приемы изображения исторических событий, характер стиля. Элементы агиографического жанра и стиля в летописи. Язык и стиль “Повести временных лет”. Связь стиля летописи с народно-поэтической и книжной традициями. Значение “Повести временных лет” для последующего развития русского летописания и литературы.


Лекция 3 (2 ч.)
Древнехристианская книжность на Руси, переводные исторические хроники

Древнехристианская книжность на Руси. Библейские канонические книги и апокрифы. Демократизм содержания и формы апокрифов. Связь апокрифов с фольклором. Отражение в них социальных противоречий. Элементы “реалистичности”.

Идеологические, тематические и стилистические особенности переводных житий и житийных сборников (“Четьи Минеи”, “Прологи”, “Патерики”) .

Исторические хроники Иоанна Малалы, Георгия Амартола. “Естественнонаучные” сочинения: “Шестоднев”, “Физиолог”, “Христианская топография” Козьмы Индикоплова, “Пчела”. Переводные воинские повести: “Александрия” и “Девгениево деяние”. Проблема положительного героя в этих повестях и характер их изображения. “История Иудейской войны” Иосифа Флавия. Идейно-художественные особенности переводных дидактических повестей об Акире Премудром и Варлааме и Иоасафе.

Отбор и характер перевода иноязычных памятников, их значение для развития древнерусской литературы.


Лекция 4 (2 ч.)
Агиография Киевской Руси

Основные темы, жанровые формы. Анонимное “Сказание о Борисе и Глебе”. Основная публицистическая тенденция “Сказания” - осуждение княжеских братоубийственных распрей и пропаганда родового старшинства в системе княжеского наследования. Черты сходства и отличия “Сказания” от канонических житий. Элементы исторической повести в “Сказании”. Приемы изображения положительных и отрицательных героев. Стиль “Сказания”. “Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба”, написанное Нестором. Жанровые и стилистические особенности “Чтения”. “Житие Феодосия. Печерского”, созданное Нестором. Особенности композиции, приемы изображения центрального героя.

Киево-печерский патерик. История создания патерика, его основные редакции. Идейная направленность патерика, отражение монастырского быта и характера взаимоотношений монастыря с князьями. Пушкин о патериковых рассказах. Их литературное значение.


Лекция 5 (2 ч.)

Ораторская проза Древней Руси

Ораторская проза XI-XII вв. “Слово о законе и благодати” Илариона - выдающийся памятник ораторского красноречия XI в. Политическая и публицистическая направленность “Слова”: утверждение идеи равноправия всех христианских народов, величия Руси и ее государственной и религиозной самостоятельности, независимости от Византии. Композиция и стиль “Слова о законе и благодати”: олицетворения, параллелизмы, сравнения, ритмическая организация речи.

Торжественные “слова” Кирилла Туровского (вторая половина XII в.). “Слово на новую неделю по пасхе”. Лирико-драматический характер “слов” Кирилла Туровского, элементы символического пейзажа.

“Поучение” Владимира Мономаха. Образ выдающегося государственного деятеля древней Руси. Идеал князя-воина и правителя в “Поучении”. Элементы автобиографии. Соотношение церковных и светских элементов в языке и стиле “Поучения”.


Лекция 6 (4 ч)
Слово о полку Игореве. История открытия и изучения. Поэтика

“Слово о полку Игореве”. История его открытия, опубликования и изучения. Споры о подлинности “Слова”. Достижения современной отечественной науки в его изучении. Историческая основа памятника и хронологическое его приурочивание. “Слово” и летописные повести о походе Игоря на половцев. Идея “Слова” - единение русских князей для защиты Руси от вражеских нападений. Сюжет и композиция. Место и роль исторических, публицистических и лирических отступлений в раскрытии основной идеи “Слова”. Образная система памятника: изображение князей, природы, образ Русской земли, образ Бояна. Жанровое своеобразие и стиль “Слова”, его связь с жанром и стилем ораторской прозы, воинской повести и народной эпической песни. Проблема автора “Слова”.

Типологические связи “Слова о полку Игореве” со средневековым эпосом других народов (“Песней о Роланде”, “Песней о моем Сиде”, “Песней о Нибелунгах”, “Витязем в барсовой шкуре”. Идейно-художественное своеобразие “Слова”, его мировое значение.

Диалогическая природа “Слова о полку Игореве”


Лекция 7 (4 ч.)
Литература XII - XIII вв. Моление Даниила Заточника. Жанр “хожения” в древнерусской литературе.

“Моление Даниила Заточника”. Две редакции памятника и проблема их соотношения. Обличительный пафос “Моления”, его антибоярская направленность, обличение монашества. Элементы сатиры в “Молении”. Апология князя и сильной княжеской власти. Новые критерии в определении общественной ценности человека. Особенности стиля “Моления”, его книжные и устно-поэтические традиции. Вопрос о социальной принадлежности автора “Моления”. Белинский о “Молении”. Повести о татарском нашествии. Тема общенародного единства и героизма. “Повесть о битве на реке Калке” в 61223 г. Фольклорные мотивы “Повести”. “Повесть о разорении Батыем Рязани” (1237 г.). Апофеоз мужества и героизма русского народа в борьбе с поработителями. Изображение князей и княжеской дружины. Эпический характер образа народного мстителя - Евпатия Коловрата. Композиция и стиль “Повести”.

“Хожение” как литературный жанр. “Хождение игумена Даниила в “святую землю”. Широта интересов Даниила. Чувство родины в “Хождении”. Легендарные апокрифические элементы “Хождения”.

Поучения Серапиона Владимирского, отражение и оценка в них событий, связанных с татарским нашествием. Художественное своеобразие поучений Серапиона Владимирского.

Отражение событий татарского нашествия в агиографической литературе (“Житие Меркурия Смоленского”, “Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и боярина Федора”).

Борьба Северной Руси с шведскими феодалами и ливонскими рыцарями. “Слово о погибели Русской земли”. Гражданский и патриотический пафос “Слова” и поэтические формы его выражения. “Житие Александра Невского”. Образ Александра Невского как воина-героя и государственного деятеля. Элементы стиля воинской повести и жития в данном памятнике.


Лекция 8 (4 ч.)
Литература XIV - XV вв. Предвозрождение в русской литературе.

Московская литература XIV-XV вв. Возвышение Москвы в XIV в. Отражение в литературных памятниках роли Москвы как центра, вокруг которого объединяются другие русские земли.

Историческое значение Куликовской битвы 1380 г. и ее изображение в литературе. Летописные повести о Куликовской битве, “Сказание о Мамаевом побоище”, их источники и стиль.

Поэтическая повесть о Куликовской битве - “Задонщина”. Прославление победы, одержанной над татарами в результате единения всех русских земель вокруг Москвы. Соотношение “Задонщины” и “Слова о полку Игореве”. Сходство и различие обоих памятников. Художественное своеобразие стиля “Задонщины”, связь ее с устной народной поэзией. Развитие жанра исторической повести в Московской литературе конца XIV - начала XV в. “Повесть о Московском взятии от царя Тахтамыша” и “Повесть о Темир-Аксаке”.

Подъем национального самосознания в конце XIV - начале XV в. Усиление культурных связей Руси с южнославянскими странами. Идея Киевского наследства. Зарождение риторическо-панегирического стиля в русской агиографии. Изменение жанровой, композиционной и образной структуры жития. “Слово о житии и о преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского”, его политическая направленность и стилистическое своеобразие. Творчество Епифания Премудрого. “Житие Стефана Пермского”, написанное Епифанием Премудрым. Прославление Стефана Пермского, просветителя-мессионера коми-пермяцкого населения Урала. Принципы изображения человека в “Житии”. Его композиционная структура и особенности стиля. “Житие Сергия Радонежского”.

Общая характеристика творчества Пахомия Логофета-агиографа, представителя византийско-славянского панегирического стиля.

Исторические предпосылки возникновения политической теории “Москва - третий Рим”, ее формирование и отражение в памятниках письменности второй половины XV в. “Повесть о взятии Царьграда” в 1453 г. Нестора-Искандера. Основные идеи “Повести” и художественные средства их выражения. Характер изображения царя Константина и султана Магомета. Картины боя и средства их изображения. Истолкование “Повести” московскими идеологами.

Повести о Вавилонском царстве. “Сказание о князьях Владимирских”. Решение вопроса о происхождении знаков царского достоинства власти в данных повестях. Политическое и художественное значение повестей.

Проблема пределов и границ царской власти в “Повести о Мутьянском воеводе Дракуле” и “Повести об Иверской царице Динаре”. Соотношение исторического факта и художественного вымысла. Принципы изображения центральных героев.

Церковные и противоцерковные направления второй половины XV в. - “иосифляне” и “заволжские старцы”. Ересь “жидовствующих”, ее социальное содержание. Отражение внутриклассовой борьбы в этих направлениях.

Новгородская литература XV в. Защита прав Новгорода на политическую и церковную самостоятельность. Новгородское летописание и показ в нем политической и общественной жизни феодальной городской республики, общерусские тенденции. Ересь “стригольников”. Отражение борьбы против этой ереси в “Повести о новгородском посаднике Щиле”. Антимосковская тенденция в “Сказании о знамении от иконы богородицы”. Культ архиепископа Иоанна в Новгороде и политическое значение этого культа. “Повесть о путешествии архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим”. Изображение в “Повести” быта высшего новгородского духовенства, фольклорные мотивы “Повести”. Сказания о конце Новгорода, “Повесть о новгородском белом клобуке”. Идея преемственности церковной власти от Рима к Новгороду.

Псковская литература. Характер Псковских летописей. Повесть о “Псковском взятии”. Критическое изображение великого князя Московского и его наместников. Образ “пресветлого града Пскова”. Лиризм и драматизм “Повести”. Тверская литература. Летописание и исторические повести . Инока Фомы “Слово похвальное” тверскому князю Борису Александровичу. “Хождение за три моря” тверского купца Афанасия Никитина. Описание Индии, личность путешественника. Патриотизм Афанасия Никитина, общерусский характер его произведения. Особенности языка и стиля “Хождения”.

Муромо-рязанская литература. “Повесть о Петре и Февронии”. Жанровое своеобразие “Повести”, ее политические и общественные тенденции. Фольклоризм. Приемы изображения центральных героев. Прославление красоты и силы женской любви. Элементы агиографического стиля в “Повести”.


Лекция 9 (4 ч.)

Литература XVI в.

Расцвет публицистики в связи с острой политической борьбой служилого дворянства и родовитой боярской знати. Сочинения митрополита Даниила и Максима Грека. Различие их литературных и идейных позиций. Публицистические сочинения Ивана Пересветова: “Челобитная”, “Сказание о царе Константине и Магомет-салтане”. Политический идеал Пересветова. Антибоярская направленность его сочинений. Программа общественных преобразований, необходимых для укрепления централизованной власти. Стиль публицистических памфлетов Пересветова.

Письма Андрея Курбского к Ивану Грозному; выражение в них идеологии опального и реакционного боярства. Стиль писем Курбского.

Иван Грозный как писатель. Его письма к Курбскому и послание в Кирилло-Белозерский монастырь. Автобиографические элементы в письмах Грозного, ирония и сарказм, способы их выражения. Элементы просторечия в стиле посланий Грозного.

Начало книгопечатания в Москве. Обобщающие литературные работы второй половины XVI в. “Великие Четьи Минеи” митрополита Макария - свод памятников древнерусской литературы. Литературные элементы “Домостроя”: повествовательные, бытовые эпизоды, просторечие.

Объединительные тенденции в Московском летописании. Воскресенская летопись. Никоновский летописный свод и его “лицевая” редакция. “Степенная книга” и ее политическое значение. Сочетание в ней публицистических, исторических и агиографических элементов.

“Казанский летописец”, его историко-публицистическая концепция, своеобразие стиля, связь с фольклором. Исторические песни о взятии Казани и об Иване Грозном.

“Сказание о киевских богатырях”, его связь с господствующей тенденцией эпохи - возвеличение Московского царства. Фольклорная насыщенность памятника. Повести о Сухане


Лекция 10 (4 ч.)
Литература XVII в.

Литература периода первой крестьянской войны и борьбы русского народа с польско-шведской интервенцией. Отражение в этой литературе остроты классовой борьбы. Тема патриотизма. Использование грамот, посланий, “подметных писем”.

“Повесть 1606 года” и “Иное сказание”. Отражение в данных произведениях боярской идеологии. Народная оценка событий в песнях о Ксении Годуновой и Гришке-расстрижке. “Новая повесть о преславном Российском царстве”, повести о Скопине-Шуйском, “Плач о конечном пленении и разорении Московского государства”. “Сказание” Aap аамия Палицына. “Летописная книга”, приписываемая И. М. Катыреву-Ростовскому. Новая постановка проблемы народа и его роли в исторических событиях в этих произведениях. Новые принципы изображения характеров исторических деятелей. Обновление форм исторического повествования. Использование элементов виршевой поэзии.

Начало процесса “обмирщения” и демократизации литературы. Изменения традиционных жанровых форм жития, усиление бытовых повествовательных элементов. “Житие Юлиании Лазаревской”. Изображение в нем жизни и быта дворянской усадьбы конца XVI - начала XVII в. Приемы раскрытия характера героини. Стиль “Жития”. Сказание об Унжеском кресте.

Историческая повесть первой половины XVII в. “Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков”. Демократизация жанра исторической повести, ее связь с устной народной поэзией и отношение к книжной традиции. Новый герой повести. Совмещение в повести патриотического отношения к Русскому государству с оппозицией к московским боярам и дворянам. Эволюция жанра исторической повести во второй половине XVII в. Повести о начале Москвы.

Значительное усиление светских элементов в литературе второй половины XVIII в. в связи с политической активизацией поместного дворянства, посадских людей и крестьянства. Борьба старого и нового во всех сферах общественной и культурной жизни. Усиление экономических и культурных связей России с Западной Европой. Роль Украины и Белоруссии в развитии русского литературного процесса. Деятельность в Москве украинских и белорусских писателей, книги украинских и белорусских типографий в Москве. Развитие школьного образования.

Появление новых жанров в русской литературе: бытовой повести, сатиры, виршевой поэзии, “комедии”. Зарождение литературного направления барокко. Проблема барокко в русской литературе XVII в. Различные точки зрения в литературоведении на решение данной проблемы. Переходный характер литературы XVII в. от древнерусского периода к литературе XVIII.

Бытовая повесть второй половины XVII в. “Повесть о Горе и Злочастии”. Отражение в ней основного конфликта эпохи. Появление вымышленного героя. Характер художественного обобщения в “Повести”. Связь “Повести” с устным народным творчеством. Книжные элементы в ней.

“Повесть о Савве Грудцыне”. Широта охвата действительности. Приемы раскрытия характера центрального героя. Роль и место любовной интриги в сюжете “Повести”. Исторические и бытовые элементы в ней; демонологические мотивы. Соотношение традиции и новизны в идейном содержании “Повести”, ее жанре и стиле.

“Повесть о Фроле Скобееве”. Полный разрыв с традиционными воззрениями на семью, брак, общественные отношения. Новые качества характера героя. Место и роль сатиры и юмора в “Повести”. Особенности языка.

“Повесть о Карпе Сутулове”. Образ купеческой жены Татьяны. Сатирическое обличение духовенства. Особенности жанра “Повести”.

Демократическая сатира второй половины XVII в. Исторические причины возникновения самостоятельных сатирических жанров в русской литературе. Обличение несправедливости и взяточничества судей и судебной волокиты в повестях о Шемякином суде и Ерше Ершовиче сыне Щетинникове. Обличение социального неравенства и протест против власти богатых в “Азбуке о голом и небогатом человеке”. Антиклерикальная сатира: “Калязинская челобитная”, “Притча о бражнике”, “Повесть о Куре и Лисице”, “Повесть о попе Савве”, “Праздник кабацких ярыжек”. Приемы и средства сатирического обличения. Использование пародийных форм и форм аллегорической сатиры. Роль демократической сатиры в развитии реалистического стиля.

Переводная литература XVII в. Изменение ее характера. Сборники назидательных повестей “Великое зерцало” и “Римские деяния”. Сборники анекдотических и шуточных повестей. “Апофегматы”, “Фацеции”. Переводной рыцарский роман на Руси: повести о Бове Королевиче, о Василии Златовласом, о Петре “Златых ключей”.

“Повесть о Еруслане Лазаревиче” - обработка восточного сюжета в казачьей среде.

Раскол в русской церкви, его социальная сущность и значение. Старообрядческая литература XVII в. Протопоп Аввакум и его сочинения. “Житие протопопа Аввакума, им самим написанное”. Отражение в нем социальных противоречий эпохи. Личность Аввакума и противоречия его мировоззрения. Литературные приемы “Жития” на фоне традиционной житийной литературы: внесение бытовых представлений и образов в традиционные библейские и агиографические сюжеты; сатира и юмор. “Житие Аввакума” как образец раннего автобиографического жанра. Эстетическая позиция Аввакума в современных ему спорах об иконописании. Новаторство Аввакума в области языка и стиля. Элементы “реализма” в сочинениях Аввакума. Тургенев, Горький об Аввакуме.

Стихотворство второй половины XVII в. Причины возникновения стихотворства, его истоки. Досиллабические вирши.

Появление силлабической поэзии. Творчество Симеона Полоцкого. Элементы барокко в виршевой поэзии Симеона Полоцкого. Просветительский характер его поэзии. Своеобразие панегирических виршей Симеона Полоцкого; сатиры “Купецтво” и “Монах”. Творчество учеников и последователей Симеона Полоцкого: Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.

Зарождение придворного театра и его репертуар. “Комидия-притча о блуднем сыне” Симеона Полоцкого как образец школьной драмы конца XVII в. Злободневность проблематики “комидии” и художественные приемы се раскрытия. Интермедии и их отношение к школьной драме. Элементы “реализма” в интермедиях.

Зарождение классицистического стиля в виршевой поэзии и драматической литературе конца XVII в.

Традиции древнерусской литературы в последующем развитии русской литературы. Использование образов и сюжетов древнерусской литературы писателями XVIII, XIX и XX вв. Общекультурное, воспитательное и художественное значение древнерусской литературы.



Кафедра русской литературы и фольклора © 2003
Разрешено использование любых наших материалов в сети Интернет при установке ссылки на наш сайт