поиск
    

 
 

Устное народное творчество
составитель - Э.М.Афанасьева

Содержание курса

Лекция 1 (2 ч.). Фольклористика как наука. Специфика фольклора.

Унт и фольклор – история терминов и границы понятий. Проблема происхождения фольклора (фольклор и миф – мифологическая школа, концепция О.М. Фрейндерберг, историческая основа фольклорных жанров – историческая школа; развитие фольклора и развитие языка – В.Я. Пропп; психологическая природа народного творчества – К. Юнг). Эволюция фольклорной системы: архаичный период, фольклор в системе двоеверия, постфольклорная ситуация и проблема письменного фольклора.

Жанровый состав фольклорных произведений. Особенность бытования. Проблема авторства (коллективность и анонимность творчества; проблема индивидуального творчества отдельных исполнителей - Соколов, Азадовский, Никифоров). Вариант и редакция: диахронический и синхронический аспекты.

Фольклор и литература: общность и отличие.

История фольклористики, предмет, объект исследования.

 

Лекции 2-3 (4 ч.). Славянская мифология .

Миф как форма мировоззрения (феномен сознания). Типология мифов. Славянское язычество. Анимизм, тотемизм, фетишизм; политеизм. Картина мира. Мировой макрокосм и микрокосм человеческой жизни. Мировое древо и мировое яйцо как мифологические архетипы; мировая симметрия. Отражение мифологических представлений в архитектуре, орнаментике славян. Зооморфные, солярные и лунные символы, растительный и ромбический орнамент и его семантика. Жизнь и смерть в мифологии славян. «Свой» и «иной» миры: проблема границы (радуга, Млечный путь, огненная река, горы). Традиции захоронения и славянские представление о загробном путешествии. Вырий / Ирий как мифологема «иного мира»: связь с культом умерших предков, с жизненным циклом человека и с годовым циклом.

Источники восстановления праславянской мифологической системы («Повесть временных лет» 986 г., Ипатьевская летопись 1114 г., «Слово об идолах» Х II в.). Проблема периодизации славянского язычества (концепция Б.А. Рыбакова). Праславянские духи и божества: культ упырей и берегинь; Род и рожаницы; культ Перуна; славянская мифология в системе двоеверия.

Владимиров пантеон. Высшие боги. Языческий пантеон времени Киевской Руси («Повесть временных лет»). Сварог – бог неба и огня, культ огня у славян. Даждьбог (Хорс), Перун и Стрибог в системе высшего пантеона (функции высших божеств и их трансформация в системе двоеверия). Симаргл. Мокошь/Макошь и женские языческие божества (Ладо-Лель): охранные функции и система запретов. Культ Мокоши и Параскева Пятница как покровительница женских занятий. Культ Велеса.

Низшая демонология . Языческие представление о связи с миром умерших предков: правильная и неправильная смерть («заложные покойники» Д.К. Зеленин). Духи дома и покровители хозяйственных построек. Славянские представления о домовом: связь с очагом (культ умерших предков), охранные функции и вредительство (добрый / злой). Обряд кормления, «причесывания», переселения домового. Кикимора. Дворовой, банник, овинник: мифологические функции, проблема «договора» человека с духом. Духи природных пространств: леший, водяной, русалка, полудница, болотник, полевой. Духи судьбы, болезни, смерти (лихорадки, доля/недоля, смерть). Низшая демонология в исследовании С. Максимова.

 

Лекции 4 – 5 (4 ч.) Обряд и обрядовые жанры унт.

Календарно-обрядовый цикл. Обряд: основные признаки, цель, организация. Понятие календарного обряда. Славянские представления о календаре: лунница и солнечный календарь. Зимнее и летнее солнцестояние, весенний и осенний солнцеворот в аграрном цикле. Ритуальные костры и чучельные похороны в годовом круге, магия солнца. Проблема взаимодействия народного, христианского и гражданского календарей.

Зимний обрядовый цикл: границы, система праздников. Святки. Обрядовая еда, игры, связь с культом умерших предков («Кузнец», «Покойник»). Коляда и колядование (шулюканье/шуликанье). Культ Велеса, «свой мир» и «чужой» в системе праздника. Колядки и овсеневые песни: поэтика, композиция, магическая природа. Святочные гадания: ритуал подготовки, прогнозирующая функция. Поэтика подблюдных песен. Масленица: ритуально-обрядовая природа праздника, недельный цикл проводов зимы. Ритуальная еда, игры, культ умерших предков и магия солнца. Масленичные песни: композиция, поэтика, магическая природа.

Весенне-летний цикл: границы цикла, система праздников. С о роки – встреча весны. Заклинательные песни веснянки. Обрядовые действия, еда. Великий пост. Вербное воскресение. Магия вербы, обрядовые действия, восстановление целостности годового цикла. Пасха: народные приметы, пасхальные игры, ритуальная еда и ее мифологическое значение. Красная горка, Фомина неделя (навий день). Троицко-семицкий цикл. Ритуальная функция березы и весенней травы. Гадания. Обрядовые игры. Система жанров: песни, обращенные к березе; песни, сопровождающие гадания; приметы; пословицы. Культ умерших предков и русалии. Купальская обрядность: культ Ярилы / Костромы; ритуальные костры, игры. Традиции народной медицины и обряд собирания трав.

Осенний цикл: границы, система праздников. Ильин день: связь с культом Перуна, традиции запретов как ритуалированная граница в годовом цикле. Обряд собирания урожая, культ Велеса. Жнивные песни. Покров – подготовка к зиме. Кузьминки.

Семейно-обрядовый цикл. Событие и ритуал в системе семейного обряда; взаимодействие с календарным циклом. Общие признаки обрядового поведения; ритуальная цитация (граница «старого» и «нового», баня/вода в системе обряда, «ролевое поведение» главного участника, обрядовая симметрия), корильная и обрядовая магия в народной культуре.

Родильный обряд. Подготовительный период. Родильная семантика в контексте свадебной обрядности. Народные представления о матери и новорожденном; 40-дневные запреты, традиции имянаречения. Приобщение ребенка к миру людей: перепекание, пронимальная магия. Первое укладывание в колыбель. Баба повитуха в системе родильного обряда: приговоры, заговоры, песни. Проведывание, родины, крестины. Крестинный обед: магическая функция ритуальной еды (отцовская каша / бабина каша), обряд распределения доли.

Свадебный обряд: мифологическая основа. Традиции сибирской свадьбы. Семантика предсвадебного ритуального поведения, следы брака-умыкания в жанровой системе (приговоры), предсвадебные запреты и их обрядовый смысл. Символ «красоты» / воли. Свадебные причитания невесты: обрядовая функция, поэтика, символика. Свадьба: свадебный хронотоп и его магическая природа (сбор свадебного поезда, иерархия среди участников обряда, выкуп; семантическая граница: поле, лес, перекресток; церковь, свадебный пир). Дружка как организатор свадьбы, образ дружки-перевертыша. Приговоры дружки: поэтика, обрядовая функция. Свадебные песни: поэтика величания и прогнозирующая функция. Антисвадьба в постсвадебном периоде: ситуация испытания, подмены молодых, семантика корильных жанров.

Рекрутский обряд. Структура обряда. Организация и проведение «печального пира» - ролевое поведение будущего рекрута, система запретов. Рекрутские причитания: тематика, семантика образная система.

Похоронный обряд. Языческие представления о загробном путешествии. Хронотоп обряда, система оберегов, связь семейного цикла с календарным. Поэтика поминального причета и его роль в структуре обряда (К.В. Чистов).

Коллекция причетов, собранная Е.В. Барсовым.

 

Лекция 6 (2 ч.). Малые жанры русского фольклора. Пословицы. История собирания и изучения. Коллекция В.И. Даля, принцип публикации. Одночастные и двучастные, приемы сравнения. Проблема вариативности.

Поговорка. Отличие от пословицы, типы, структура.

Загадка. Определение. Мифологическая природа, версии о происхождении. Тематические группы. Художественные средства. Сборник загадок Д.Н. Садовникова.

Заговор. Жанровое определение. Мифологическая поэтика и магическая природа. Слово и действие в заговоре. Композиция заговоров. Комплексный анализ текстов. История собирания и изучения.


Эпические жанры русского фольклора

Лекция 7-8 (4 часа) . Сказка определение жанра и его разновидности. История собирания, основные коллекции (братья Гримм, Б. Броницын, И. Сахаров, А. Афанасьев, Н. Онучков). Опыт классификации сказочных сюжетов (А. Аарне – Андреев, указатель сюжетов восточнославянских сказок – Новиков), композиция, сказочные герои.

Волшебная сказка . Проблема происхождения (связь с мифом, обрядом, психологией). Композиция: поэтика присказки и концовки, отношение к сказочному событию сказочника. Сказочный хронотоп: «свой» и «чужой» миры, путь-дорога и ситуация испытания героев. Морфология сказки: единство сказочной структуры и ее семантики (В.Я. Пропп). Герои волшебной сказки: высокий и низкий герой, распределение ролевых функций (Е. Мелетинский), второстепенные герои (старшее и младшее поколение, герои-помощники, вредители; герои, связанные с потусторонним миром). Обрядово-мифологическая основа волшебной сказки, связь со свадебным, похоронным обрядами и инициацией. К. Юнг и его последователи о психологической природе волшебной сказки.

Комплексный анализ сказки «Царевна-лягушка».

Сказки о животных. Происхождение, тотемистическая и мифологическая основа животного эпоса. Круг сюжетов и система героев. Поэтика и стиль: композиция, кумулятивность. Проблема иносказательности, типизация образов.

Бытовые сказки. Проблема происхождения, круг сюжетов; система образов, их ролевая функция. Иван-дурак – иронический удачник , и герой-хитрец. Анализ сюжетов о мороке; о ловком воре (вор-озорник, вор-накопитель); о попах. Сказка и анекдот.

Кумулятивная сказка. Проблема происхождения. Принципы кумуляции. Формульные и эпические сказки.

Докучная сказка как сказка-пародия: особенности поэтики, принципы организации.

Основные коллекции сказок, история собирания.



Лекция 9 (2 часа).
Несказочная проза Круг жанров. История изучения. Этиологические рассказы: сюжет сотворения мира, герои и их функции. Предания – жанровое определения, сюжеты, характер повествования. Исторические события и лица: предания о славянской истории (Чех и Лех, поход Олега на Цареград); предания об Иване Грозном, Петре I , Суворове, народных вождях (Пугачев, Разин). Топонимические предания. Сибирские предания о разрушении церквей: сюжет ослушания и наказания за грех.

Народный мифологический рассказ. Былички и бывальщины: система образов, конфликт, характер исполнения. Городская быличка, туристические рассказы о Черном Альпинисте и Белом Спелеологе и мифологический рассказ о НЛО. Сказ: жанровые особенности, поэтика.

Легенда. Проблема происхождения. Система образов, круг сюжетов. Христианские легенды о странствующем божестве, ангелах. Легенды о святом Егории. Коллекция легенд, собранная А. Афанасьевым.

 

Лекция 10-11 (4 часа). Былины. История и границы термина, жанровые признаки. Былинный хронотоп, соотношение «своего» и «чужого» пространств, географические реалии и мифологическое пространство, поэтика панорамного изображения Руси. Богатыри – фольклорная семантика образов. Гипотезы о происхождении былин: соотношение с историей, мифологией, богатырской сказкой. Героический эпос и новеллистические былины, сюжет героического сватовства.

Классификация былинных сюжетов. Былины до-Киевского цикла о старших богатырях, мифологическая основа образов Волха, Святогора, Микулы Селяниновича. Культ земли, ситуация оборотничества, мотив преемственности в до-киевуских былинах.

Былины Киевского цикла. Младшие богатыри, идея братства и единство хронотопа (образ былинного Киева, княжеский пир и образ князя Владимира). Героические сюжеты, связанные с биографией Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Анализ былин «Добрыня и змей», «Три поездки Илья Муромца».

Былины Новгородского цикла. Образ былинного Новгорода. Герои и сюжеты былин. Соотношение раннего и позднего сюжетов в былине о Садке (Садко-гусляр, Садко – купец). Поэтика пространства, магическая основа, семантика жертвы. Былины о Василии Буслаеве: соотношение сюжетов о детстве героя и путешествия в Иерусалим – гибель Буслаева..

Скоморошины: проблема пародирования высоких былинных сюжетов, поэтика. История собирания и публикации былин и скоморошин.

 

Лекция 12 (2 часа). Лирические песни Жанровое определение, особенность лирического «я». Принципы классификации (тематический, по способу исполнения, связью с обрядом).

Поэтика лирических песен. Лирический символизм: объем и границы понятия. Сравнительный анализ магических образов в обрядовых песнях и лирических символов во внеобрядовой лирике (ср. соотношение образа калины в свадебных песнях и в любовных песнях).

Прием психологического параллелизма (А.Н. Веселовский). Типы параллелизма, особенность передачи настроения, Анализ лирических песен.

Особенность композиции, прием ступенчатого сужения образа.

«Формульность» лирической песни: анализ лирических ситуаций «девушка у окна», «девушка у реки» и др.

Хороводные и игровые песни: поэтика, образная система.

Поэтика частушки.

История собирания песен, основные коллекции.

 

Лекция 13 (2 часа). Народная баллада . История термина, проблема жанрового определения, признаки народной баллады. Тематический и хронологический принципы классификации. Соотношение диалога и монолога, страшного и обыденного, элементы мифологической поэтики. Герои баллад, мир балладной семьи и основы балладного конфликта. Исторические баллады. Сюжет трагической встречи родных, инцеста, элементы сказочной поэтики. Семейные, любовные, социальные баллады: конфликт, поэтика. Комплексный анализ баллад «Князь Роман жену терял», «Василий и Софья».

Балладное сюжетообразование: открытый ход действия, предсказанная роковая развязка, трагическое узнавание.

История собирания и изучения баллад, влияние на литературную балладу.

 

Лекция 14 (2 часа). Исторические песни Жанровая поэтика, соотношение с былинной, балладой и лирической песней. Основные циклы исторических песен. Ранние песни. Поэтика «Щелкана». Цикл песен об Иване Грозном, Ермаке, Смутном времени, Петре I , Пугачеве, о войне 1812 г. Народная поэтизация героев. Композиция и поэтический строй исторических песен.

Сборник исторических песен Миллера; история собирания, принципы классификации.



Лекция 15 (2 часа).
Русские духовные стихи. Определение жанра, история изучения, основные сборники. Особенность бытования. Г.П. Федотов – исследователь духовного стиха.

Поэтика духовного стиха: круг сюжетов, система образов. Библейские и апокрифические источники. Народная вера в духовном стихе. «Стих о Голубиной книге»: основные редакции, редакция сборника Кирши Данилова; образная система, народное православие, мифологическая картина мира. Посмертный плач в духовном стихе, народные представления о загробном существовании души. Мать-Сыра Земля и образ Богородицы.



Лекция 16 (2 часа).
Фольклорный театр и народная драма. Этапы развития народной драмы. Игрища, обрядовые игры и народная драма. Ярмарочные представления. Скоморохи.

Лубочная картинка и раек. Сюжет изгнания Адама и Евы из рая. Вертеп, балаган, театр Петрушки: театральный реквизит, принцип организации народного театра, репертуар. Жанровый репертуар балаганных дедов. Зритель в народной драме: организация диалога со зрителем, роль импровизации, зазывалы и приговоры балаганных дедов.

Специфика народных драм «Лодка», «Царь Максимилиан»: сюжет, герои, поэтика, литературные источники.

История изучения и сборники народных пьес, основные коллекции.

 

Лекция 17 (2 часа). Детский фольклор . Объем понятия: фольклор для детей и детский фольклор. Психология ребенка (Выготский). Г.С. Виноградов и О.И. Капица – исследователи детского фольклора. Материнская поэзия: магическая основа, функции, круг жанров. Образная система, мир семьи, поэтика, ритмическая организация колыбельных песен. Пестушки, потешки, прибаутки.

Обрядовые принципы организации детской игры: семантика пространства, структура игры, распределение ролей. Считалки и жеребьевки: классификация, поэтика. Магия касания и семантика пространства в детской игре. Одиночные и коллективные игры. Смеховой фольклор: дразнилки, поддевки.

Магические и мифологические основы детского фольклора. Детские вызывания: структура, иерархия «духов», связь с гадальной основой. Детский мифологический рассказ (страшилки/смешилки): композиция, образная система, сюжетообразование.



Лекция 18 (2 часа).
Фольклорные школы. Сибирская фольклористика. Фольклорные школы: историческая, мифологическая (концепции возникновения и изучения фольклора), неомифологизм.

Региональные особенности развития фольклорной ситуации. Сибирский шаманизм. Результаты исследований унт на территории Кузбасса.

Народный календарь: проблема соотношения аграрного, христианского и гражданского календарей в народном сознании. Обряд собирания трав и традиции народной медицины.

 

 



Кафедра русской литературы и фольклора © 2003
Разрешено использование любых наших материалов в сети Интернет при установке ссылки на наш сайт