поиск
    

 
 

Устное народное творчество
составитель - Э.М.Афанасьева

Темы коллоквиумов

Комплексный анализ волшебной сказки (контрольная работа)

Схема анализа:

•  Название сказки (источник, по которому анализируется).
•  Морфологический анализ с пояснениями функций и сюжетных ходов (В.Я. Пропп).
•  Композиция и поэтика сказки, особенность сказочного хронотопа (соотношение «своего» и «чужого» миров, образ пути-дороги, ситуация «границы» - связь с переходными обрядами).
•  Система сказочных персонажей: их функции, происхождение, топос.
•  Мифологическая и обрядовая праоснова сказки (элементы «переходных» обрядов: свадьба/смерть/инициация; сюжет путешествия в «иной мир» и т.д.).
• ( дополнительный вопрос) Психология волшебной сказки: архетипы в структуре сказки, соотношение сознательного и бессознательного.

Литература:

Пропп В.Я. Морфология <волшебной> сказки. М., 1969 или 2001.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1996.
Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. М., 1958 (конспект главы «Низкий» герой волшебной сказки»). Эта же статья: Хрестоматия по фольклористике. Сост. Ю.Г. Круглов. М., 1986. С. 236-244.
Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974.
Неелов Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки. Петрозаводск, 1989.

Дополнительная литература:

Юнг К.Г. Феноменология духа в сказках // Юнг К.Г. Душа и миф. Киев-Москва, 1997. С. 288-337.
Дикманн Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. С-Пб., 2000.
Франц М-Л. Психология сказки. С-Пб., 1998.


История русской фольклористики. мифологическая школа (коллоквиум).

I . Школа как научное явление. Фольклорные школы 19 века (мифологическая, историческая, школа заимствования): основные методы и приемы исследования.

II . Мифологическая школа: история возникновения, основатели, методология исследования фольклорных произведений..

1. Буслаев Ф.И. – основатель русской мифологической школы. Научная деятельность, ее этапы.
•  Основные идеи работ, посвященных русской мифологии. Проблема соотношения языка и мифа.
•  Принцип изучения фольклора, жанровая система фольклора в связи с мифологией.
•  Статья «Перехожие повести и рассказы»: проблема «заимствования».

2. Афанасьев А.Н. – теоретик русской мифологической школы. Основные этапы научной деятельности. Основные труды.
•  Поэтические воззрения славян на природу: композиция книги (основные проблемы).
•  Глава «Происхождение мифов. Метод и средства его изучения». Язык и миф: проблема соотношения. Мифологическая основа фольклорных жанров.
•  Гл. «Огонь» и «Вода». Мифологические представления о первостихиях у славян.
•  Статьи о демонологии. «Дедушка-домовой».

Литература:

Гусев В.Е. Мифологическая школа // Краткая литературная энциклопедия. М., 1972. С. 874-876.
История русской фольклористики. М., 1963. Т. 2. Или Академические школы в русском литературоведении. М., 1976.
Баландин А.И. Мифологическая школа в русской фольклористике. Ф.И. Буслаев. М., 1988.
Минц С.И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. М., 1971. Работы Буслаева, Афанасьева.
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3-х тт. М., 1995 (или др. издание). Гл. Поэтические воззрения славян на природу, главы об огне и воде. Или его же: Древо жизни. М., 1982. С. 21-37.
Афанасьев А.Н. Дедушка -домовой // Афанасьев А.Н. Народ – художник (любое издание).

 



Кафедра русской литературы и фольклора © 2003
Разрешено использование любых наших материалов в сети Интернет при установке ссылки на наш сайт