поиск
    

 
 

История русской литературы XIX века (вторая треть)
составитель - Е.А.Сурков

Программа лекционного курса

Введение

Общая характеристика литературного процесса 1840-1860-х гг.
Основные направления и течения русской литературно-общественной мысли 2/3 XIX века. Борьба между ними.
Реализм как главное литературное направление. Понятие критического реализма.
Принципы периодизации русской литературы 2/3 XIX века.
Взаимодействие русской литературы 2/3 XIX века с западноевропейской литературой. Традиции и новаторство. Проблемы современной интерпретации русской литературы 2/3 XIX века.


Литературный процесс 1840-х-середины 1850-х гг.

Новый этап развития реализма. Его связь с классическим русским реализмом.
Журналы "Отечественные записки", "Современник", "Библиотека для чтения", "Русский вестник", "Москвитянин" и их роль в литературно-общественной борьбе.
Проблема исторических судеб России в споре "славянофилов" и "западников".
Отражение спора в русской литературе и критике. Политическая, философская и литературная платформа "славянофилов" (А. Хомяков, И. и К. Аксаковы, И. и П. Киреевские). Эстетическая программа В. Белинского. Учение Белинского о художественности литературы.
Влияние утопического социализма на русскую общественную мысль и его отражение в литературе.
"Мрачное семилетие" 1848-1855 гг.
Раннее творчество Тургенева, Гончарова, Некрасова, Островского, Достоевского.


"Натуральная школа"

Ее роль в развитии русского критического реализма.
Истоки термина "натуральная школа". "Физиология Петербурга" - программный сборник натуральной школы.
В.Г. Белинский - теоретик "натуральной школы". Состав "натуральной школы".
Две основные творческие линии "натуральной школы": реалистическая и натуралистическая. Периодизация развития "натуральной школы".
Основные идейно-художественные особенности каждого из периодов. Поэтика "натуральной школы". Беллетристические жанры "натуральной школы": физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман.
"Петербургские вершины " И.Л. Буткова как цикл очерков и рассказов. Основная идея цикла, усложнение социально-психологических типов чиновников.
"Бедные люди" Ф.М. Достоевского как роман "натуральной школы": традиции и новаторство. М. Девушкин как преддверие героев Достоевского. Значение "натуральной школы" для развития русского реализма.
Проблемы изучения "натуральной школы" в современном литературоведении.


А.И.Герцен

Герцен-революционер. Романтизм ранних произведений 30-х гг. ("Лициний", "Вильям Пен"). Переход к реализму в 40-х гг. ("Сорока-воровка").
Поэтика романа "Кто виноват?". Традиции "натуральной школы".
Сюжетно-композиционная организация, конфликт, система персонажей. Своеобразие "диалогического конфликта" в романе "Кто виноват?". Круциферская и героини русского романа 1-ой половины XIX века.
"Доктор Крупов". Своеобразие сатиры Герцена.
Герцен за границей. Духовная драма Герцена и революция 1848 года. "Письма из Франции и Италии", "С того берега": жанровое своеобразие.
Создание вольной русской печати за рубежом: "Полярная Звезда", "Колокол".
Жанровое своеобразие "Былого и дум". Приемы и способы воссоздания картин современной жизни в "Былом и думах". Соотношение авторского сознания и "объективного мира". Принципы отбора документального материала. "Былое и думы" как "отражение истории в человеке". Автобиографический герой "Былого и дум".
Проблемы изучения творчества Герцена в современном литературоведении.


Ф.И. Тютчев

Место поэзии Ф.И. Тютчева в контексте "поэтической" эпохи 1850-х годов.
Поэзия Тютчева и традиции высокой одической поэзии ХVIII века. Философия пантеизма.
Основные мотивы в поэзии Тютчева (мотив хрупкости, призрачности бытия, образы ночи и хаоса, мотив одиночества и стремление слиться с природой, ощущение трагического смысла существования).
Философская лирика. Влияние идей Шеллинга. "Денисьевский цикл" как художественное целое. Параллелизм явлений природы и человеческой жизни. Своеобразие мелодики и ритма.
Проблемы изучения творчества Тютчева в современном литературоведении.


А.А. Фет

Место Фета в контексте "поэтической "эпохи 1850-х гг.
Судьба поэта и особенности его художественного мира.
Философско-эстетическая концепция Фета и его отражение в художественном творчестве. "Мир - как красота". Импрессионизм поэзии Фета. Фиксация неопределенных чувств, переходных состояний души человека.
Музыкальное начало в поэзии Фета. Своеобразие ритмики и мелодики стиха. "Вечерние огни" как художественное целое.
Проблемы изучения лирики Фета в современном литературоведении.


Литературный процесс второй половины 1850-х - 1860-х гг.

Общественно-политическая ситуация в жизни России этого периода. Журналы "Современник", "Время", "Эпоха", "Русское слово", "Русский вестник" и их роль в литературной и общественно-политической борьбе.
Дальнейшее развитие реализма и становление романа как ведущего жанра. Влияние традиций русского классического романа. Проблема "слова и дела". Интерес к герою - деятелю.
Выдвижение проблемы народа как центральной для современного литературного развития. Русская литература и крестьянская реформа 1861 г.
Пореформенная действительность в творчестве писателей разных политических взглядов.
Чернышевский-теоретик демократической литературы. ("Очерки гоголевского периода русской литературы", "Эстетические отношения искусства к действительности").
Художественное творчество Чернышевского, Некрасова, Н. Успенского, Помяловского, Левитова, Слепцова, Решетникова.
Литературно-критические и эстетические взгляды Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева. Их место в литературно-общественной борьбе 60-х гг.
Основные идейные и стилевые течения в литературе 60-х гг. Система жанров, место и значение романа. Эпическая основа русского романа 60-х гг.
Типологические разновидности реализма в творчестве Тургенева, Гончарова, Писемского, Островского, Некрасова, Чернышевского.
Русская поэзия этого периода. Творчество А. Майкова, Я. Полонского, А. Григорьева, А. Фета, Н. Некрасова.
Создание национального репертуара в творчестве Островского. Народный характер в драматургии Островского. Раннее творчество Островского.


И.С. Тургенев

Раннее творчество. Лирика и поэмы. Их связь с традициями русской классической поэзии.
"Записки охотника" как художественное целое. Их связь с традициями "натуральной школы". Переосмысление традиций "натуральной школы".
Образ автора и система персонажей. Своеобразие композиции произведения.
Романное творчество Тургенева. Проблемы типологии тургеневских романов.
Соединение реалистического и романтического методов в романном творчестве Тургенева.
Роман "Рудин". Сюжет и конфликт. Связь с традициями "натуральной школы". Их переосмысление.
Символическое начало в романе "Рудин". Тип героя.
Повести Тургенева 50-х годов. Своеобразие их конфликтов и поэтики.
Роман "Дворянское гнездо" и его проблематика.
Проблема межродового синтеза. Трагедийное начало и трагедийная фабула. Конфликт. Герой-идеолог и система персонажей.
Роман "Накануне". Идейный смысл образов Инсарова и Елены. Проблема внеличной вины.
Историческое и национальное в структуре романа.
Роман "Отцы и дети". Сюжет романа. Нигилизм Базарова. Характер конфликта. Философское содержание романа. Интерпретация образа Базарова в литературно-критических статьях 2-ой пол. ХIХ в. и современном литературоведении.
Роман "Дым". Центральная коллизия. Тип героя, система персонажей. Две точки зрения на роман "Дым". Вопрос об идейном кризисе Тургенева после 1862г.
Общественное движение 70-х гг. и его отражение в творчестве Тургенева. Роман "Новь". Новые тенденции в романной поэтике. Основная проблематика.
Позднее творчество Тургенева. "Стихотворения в прозе", фантастические повести.
Художественный мир Тургенева: основные особенности.
Проблемы изучения творчества Тургенева в современном литературоведении.


И.А. Гончаров

Раннее творчество Гончарова. Связь с традициями "натуральной школы".
Роман "Обыкновенная история". Традиции "натуральной школы".
Диалогический конфликт. Авторская позиция. Ситуация испытания и характер эволюции героев.
Роман "Обломов". Сюжетно-композиционная организация. Своеобразие идиллического хронотопа в романе. Обломов и "обломовщина" Традиции Гоголя и их переосмысление. Любовная коллизия. Обломов и Штольц: два типа культуры и миропонимания. Судьба России и трагедия Обломова.
"Обломов" как художественное обобщение споров о судьбе России между западниками и славянофилами. Литературная критика о романе (Добролюбов, Дружинин).
Роман "Обрыв". История создания романа. Сюжет, конфликт, система персонажей.
Новые романные тенденции. Авторская позиция в разрешении основной коллизии романа. Исторически преходящие формы патриархального быта и неизменные основы национального бытия в понимании Гончарова.
Проблемы изучения творчества Гончарова в современном литературоведении.


А.Н. Островский

А.Н. Островский - создатель русского реалистического театра. Островский и Гоголь. Островский и "натуральная школа".
Островский и "Москвитянин". Отражение идей редакции журнала в пьесах драматурга. Островский и "Современник ". Отражение идей редакции журнала в пьесах драматурга.
"Гроза". Ее место в литературно-общественных спорах. Своеобразие конфликта. Система персонажей. Образ Катерины. "Старое" и "новое" в идейном содержании пьесы. Статьи Добролюбова, Писарева и Григорьева о "Грозе". Своеобразие их трактовки образа Катерины.
Драмы и комедии Островского 60-80-х гг. Основные темы, образы и мотивы, жанровое своеобразие.
Островский и русский театр его времени. Островский - создатель национальной драмы, жанровая система и драматургические принципы Островского.
Проблемы изучения творчества Островского в современном литературоведении.


Н.А. Некрасов

Место Некрасова в истории русской литературы. Некрасов и Пушкин. Связь Некрасова с поэзией Кольцова, Рылеева, Полежаева, Лермонтова. Некрасов и Белинский. Некрасов - редактор и издатель "Современника" и "Отечественных записок", альманахов "Физиология Петербурга".
Раннее творчество Некрасова.
Лирика Некрасова как реалистическая система. Принципы изображения действительности, основная проблематика. Эпический сюжет в лирическом стихотворении. Драматизация. Прямая речь. Поэтическое многоголосие. Формы выражения авторского сознания в лирике поэта. Поэмы Некрасова. Основная проблематика. Нравственно-этический идеал.
"Кому на Руси жить хорошо". Жанровое своеобразие. Сюжетно-композиционная организация. Фольклорные мотивы и образы.
Особенности некрасовского стиха. Сказовый стих. Связь поэзии Некрасова с традициями устного народного творчества.
Проблемы изучения творчества Некрасова в современном литературоведении.

Н.Г. Чернышевский

Роман "Что делать?". Художественная структура: тип повествования, особенности сюжетно-композиционной организации. Субъектная организация романа. Жанровое своеобразие. "Что делать?" и традиции жанра утопического романа. Социально-философская проблематика романа.


Писатели демократического течения

Связь творчества писателей - демократов 60-х гг. с материалистической эстетикой Чернышевского и Добролюбова. Роль "Современника" в формировании их мировоззренческих и эстетических взглядов.
Новая постановка темы народа. Антидворянский пафос их творчества. Изображение крестьянства в "Очерках народного быта" Н. Успенского. Помяловский - романист. Связь с традициями Тургенева и их переосмысление.
Прозаическое творчество Решетникова, Слепцова.
Основная проблематика, жанровое своеобразие.
Романное творчество А.Ф. Писемского. Основная проблематика, жанровое своеобразие.






Кафедра русской литературы и фольклора © 2003
Разрешено использование любых наших материалов в сети Интернет при установке ссылки на наш сайт