поиск
    

 
 

История русской литературы XIX века (вторая треть)
составитель - Е.А.Сурков

Тематика контрольных работ для студентов 030 и научная литература, необходимая для их выполнения

Тема №1. Реализм в русской литературе 2/3 XIX века.

Теория реализма в эстетике Ап. Григорьева, Добролюбова, Писарева (один по выбору). Философские основы реализма, новая эстетика. Демократизация объекта литературы, ориентация на повседневное течение жизни, детализация быта, типизация, социальный аспект. Теория реализма 40-бО-х гг. XIX в. в исследованиях XX в. (3-4 по выбору).

Литература:

1. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. - Л.,1979. (гл. "Логика реализма").
2. Григорьев Ап. Реализм и идеализм в нашей литературе // Григорьев Ап. Искусство и нравственность. - М..1986.-С. 277-294.
3. Гуковский Г.А. (Размышления о природе реализма) // А. Блок. Новые материалы и исследования. - М..1980.-Кн.1.-С. 63-67.
4. Кожинов В.В. Русская литература и термин "критический реализм" // Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. - М.,1991.-С. 471-502.
5. Корман Б.О. Реализм и нормативное мышление// Проблемы типологии литературного процесса. - Пермь, 1981.-С. 3-14.
6. Лихачев Д.С. Прогрессивные линии в истории русской литературы // Лихачев Д.С. Литература- реальность- литература. - Л.,1984.-С. 184-217.
7. Мысляков В.А. Писарев: романтик реализма // Русская литература.-1990.- №4.-С. 3-17.
8. Федотов Г. Статьи о культуре (Борьба за искусство)// Вопросы литературы-1990.- № 2.-С.214-120.
9. Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты // Шпет Г.Г. Сочинения. - М.,1989.-С.356. (оценка реализма 40-х гг.).
10. Якобсон Р. О художественном реализме // Якобсон Р. Работы по поэтике - М., 1987.-С. 387-393.

 


Тема № 2. "Натуральная школа" в развитии русского реализма.

Понятие "натуральная школа". "Натуральная школа" и натурализм. Гоголь и "натуральная школа". Принципы бытописания. Человек и среда. В.Г. Белинский - теоретик "натуральной школы". Периодизация. Представители "натуральной школы". Деэстетизация как принцип "натуральной школы". Социальная проблематика, проблема "маленького человека". Поэтика. Жанры: физиологический очерк, социальная повесть и др.

Литература:

1. Белинский В.Г. Литературные мечтания. Взгляд на русскую литературу 1846 г. О русской повести и повестях Н.В. Гоголя.
2. Виноградов В.В. Школа сентиментального реализма // Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. - М., 1976.
3. Жук А.А. Сатира натуральной школы. - Саратов. 1979.
4. Кантор В. 40 -е годы: Белинский в борьбе за "натуральную школу" // Кантор В. "Средь гражданских и тревог...". - М., 1988.-С. 58 - 85.
5. Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературы XIX века. - М.,1982.
6. Манн Ю.В. Утверждение критического реализма в русской литературе. Натуральная школа // Развитие реализма в русской литературе. - М., 1972. -Т.1. -С.234-291.
7. Манн Ю.В. Философия и поэтика натуральной школы // Проблемы типологии русского реализма. - М., 1969.- С. 241-305.
8. Манн Ю.В. Человек и среда (заметки о натуральной школе) // Вопросы литературы.-1968.-№ 9.
9. Проскурина Ю.М. Функции личностного рассказа и типы повествования в прозе натуральной школы // Проблемы реализма в русской литературе. - Свердловск.-1963.
10. Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе (Русский физиологический очерк). - М., 1965.

 


Тема №3. Поэтика жанра повести в творчестве И. С. Тургенева (на основе анализа 1-2 произведений 50-60-х гг. "Ася", "Фауст", "Первая любовь", "Дневник лишнего человека").

Повесть И.С. Тургенева как тип художественной целостности: сюжетная организация, структура повествования, организация пространственно временных отношений, система персонажей, авторская точка зрения (в работе может быть рассмотрен один из указанных аспектов поэтики).

Литература:

1. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. - Л., 1979.
2. Дубовиков А.Н. Повести и рассказы И.С. Тургенева (1844-1854) // Тургенев И.С.- ПСС. - М.;Л., 1960- 1968.-Т. 5.-С. 522-541.
3. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. - М.,Л.,1962.
4. Гей Н.К. Время и пространство в структуре повествования // Контекст. - М.,1975.-С. 213-228.
5. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. - М., 1971. или Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. - Ижевск, 1977.
6. Курляндская Г.Б. Структура повести и романа Тургенева 1850-х гг. - Тула, 1977.
7. Маркович В.М. "Дневник лишнего человека" в движении русской реалистической литературы // Русская литература.-1984.-№ 3.
8. Матюшеко Л.И. О соотношении жанра повести и романа в творчестве И.С. Тургенева. - М.,1971.
9. Мурагов А.Б. Повести и рассказы И.С. Тургенева 1867-1871 гг. - Л., 1980.
10. Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство /ШГЭ. - М.,1978-Т.9. - Стлб. 772 - 779.
11. Успенский Б.А. Поэтика композиции. - М.,1980.
12. Чудаков А.П. О поэтике Тургенева - прозаика: повествование - предметный мир- сюжет// И.С. Тургенев в современном мире. - М., 1987,-С.240-266.
13. Шаталов С.Е. Художественный мир Тургенева. - М.,1979.
14. Цилевич Л. Об аспектах исследования сюжета // Вопросы—сюжетосложения. - Рига,1978.

 


Тема №4. Особенности повествования в романах И. С. Тургенева (на основе анализа одного произведения).

Понятия "автор", "повествователь", "рассказчик" в современном литературоведении. Повествование как главный способ построения эпического произведения, изображение действий и событий во времени, пространстве. Основа тургеневского романа - тип повествования как "разнообразие способов совмещения авторского аспекта с аспектом восприятий и мнений героев (Шаталов С.). Тип повествования в романах И.С. Тургенева.

Литература:

1. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. - М.,1972.
2. Косиков Г.К. О принципах повествования в романе // Косиков Г.К.Литературные направления и стили. - М., 1976.-С.75-76.
3. Курляндская Г.Б. Структура повести и романа Тургенева 1850-х гг. Тула, 1977.
4. Курляндская Г.Б. Художественный метод Тургенева - романиста. - Тула,1972.
5. Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. - Л.,1975.
6. Тамарченко Н.Д. Типология реалистического романа. - Красноярск, 1988.-С.147-188.
7. Чудаков А.П. О поэтике Тургенева - прозаика: повествование - предметный мир-сюжет // Чудаков А.П. И.С. Тургенев в современном мире. - М., 1987.-С. 240-266.
8. Шаталов С.Е. Проблемы поэтики И.С. Тургенева. - М., 1969.
9. Шаталов С.Е. Художественный мир Тургенева - М..1979. (гл. 2: "Народ, герои и позиция автора"; гл. 5: "Авторские характеристики и образные отношения").

 

Тема №5. "Отцы и дети И. С. Тургенева как русский реалистический роман (современные интерпретации).

Реалистическая поэтика романа. Тип героя, его мировоззрение и позиция. Смысл нигилизма Базарова. Сюжет романа. Базаров и другие. Авторская оценка героя. Система ценностей в романе как противопоставление реально сложившихся форм жизни и сознания личности.

Литература:

1. Батюто А. Тургенев - романист. - Л., 1977.
2. Бердяев Н. Русская идея (Русский нигилизм) // Вопросы философии.-1990 -№ 2.-С.87-92 или // Русская литература. - 1990-№ 2 или О России и русской философской культуре. - М.,1990 .- С.156-164.
3. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М.,1988. -С.325-349.
4. Манн Ю.В. Базаров и другие // Новый мир. –1968. - № 10. -С.235-256.
5. Маркович В.М. Кто такой Базаров? // Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30-50-е гг.). - Л. 1982.-С. 109-207.
6. Маркович В.М. О проблематике романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" // Известия АН СССР. Серия "Литература и язык" .-1970.-Вып. 6.-С.495-508.
7. Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. - Л.,1975.
8. Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы. - М., 1989-Т.1. -С.458-543. (Из кн.: И. С. Тургенев. Гл. "Отцы и дети" /'Базаров").

 


Тема № 6. Поэтика романа Н. Г, Чернышевского "Что делать?"

Художественная структура романа Н.Г. Чернышевского: тип повествования, особенности сюжетной организации, композиция. Автор и его активная позиция. Традиции жанра утопии.

Литература:

1. Вердеревская Н.А. Роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?" - М.,1982.
2. Гуральник И. Художественный мир Чернышевского: по страницам юбилейного года //Вестник литературы .-1979.- № 8.
3. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х гг .XIX века. - Л .,1979.
4. Муравьев В. Утопия // Литературный энциклопедический словарь. - М.,1987 .-С.459-460.
5. Наумова Н.Н. Роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?" - Л.,1978.
6. Плиман Б. Испытание временем // Вопросы литературы. -1976.-№2.-С.127-165. (О романе "Что делать?").
7. Руденко Ю.И. Роман Н.Г. Чернышевского 'Что делать?". Эстетическое своеобразие и художественный метод. - Л.,1979.
8. Тамарченко Г.Е. Чернышевский - романист. - Л.,1976.
9. Утопия и утопическое мышление. - М.,1990.

 


Тема № 7. Роман "Бедные люди" Ф. М. Достоевского как произведение "натуральной школы".

Оценка романа критикой 40-х гг. (Белинский, Майков, Добролюбов и др.) Проблемы бытописания. Человек и среда в романе. Деэстетизация быта. Традиции Н.В.Гоголя. Макар Девушкин и Акакий Акакиевич. Особенности повествования: голос автора и голос героя. Жанровые особенности романа (социальная повесть, эпистолярная повесть).

Литература:

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1972.
2. Ветловская В. Роман Ф.М.Достоевского "Бедные люди". - Л.,1988.
3. Виноградов В.В. Эволюция русского натурализма: Гоголь и Достоевский // Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. - М., 1976.
4. Нечаева В.С. Ранний Достоевский: 1821-1849 гг. - М., 1979.
Смотреть также литературу к теме № 2.

 


Тема № 8. Проблема художественного единства "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева.

"Стихотворения в прозе" в творческой эволюции писателя. Семантика названия цикла.
Стихотворение в прозе как лирический фрагмент целого. Композиция цикла. Критерий единства цикла (аллегоричность, лиризм, романтическая условность и др.). Единство лирического героя. Единство тем, мотивов. Тема смерти как одна из основных ("Старуха", "Конец света", "Черепаха" и т.д.)

Литература:

1. 3ельдхейн - Деак Ж. "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева. К проблеме жанра //Вопросы литературы. – 1990.- № 2. -С. 188-193.
2. Дарвин М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. - Кемерово, 1983.
3. Однодворская Л. О "Стихотворениях в прозе" И.С. Тургенева как о поэтическом цикле. - Краснодар, 1979.
4. Озеров Л. "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева // Мастерство русских классиков. - М.,1969.
5. Озеров Л. Необходимость прекрасного. - М.,1983.
6. Шаталов С.Е. Структурно-жанровое своеобразие "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева // Проблемы поэтики Тургенева. - М., 1969.



Тема № 9. Лирика Н.А. Некрасова как реалистическая система

Художественный мир лирики Некрасова как система. Принципы изображения действительности, сквозная проблематика. Эпический сюжет в лирическом стихотворении. Драматизация. Прямая речь. Поэтическое многоголосие. Автор и лирический герой в художественном мире Некрасова. Ценностные аспекты лирики. Анализ 1-2 стихотворений по выбору.

Литература:

1. Бухштаб Б.Я. Н. А. Некрасов: Проблемы творчества. - Л.,1983.
2. Гаркави А.Н. Лирика Некрасова и проблемы реализма в лирической поэзии. - Калининград, 1979.
3. Гин М.М. О своеобразии реализма Некрасова. - Петрозаводск, 1966.
4. Гинзбург Л.Я. О лирике. - М.;Л., 1964. - С. 253-254.
5. Ковач А. Время и перспектива в лирике Некрасова // Искусство слова. - М.,1973.-С.177-183.
6. Корман Б.О. Лирика и реализм. - Иркутск, 1989.
7. Корман Б.О. Лирика Некрасова. - Ижевск, 1978.
8. Корман Б.О. Лирическая система Некрасова // Некрасов и русская литература. - М.,1971.-С. 81- 129.

 


Тема №10. Поэтика романов И. А. Гончарова (на примере одного).

Роман И.А. Гончарова как тип художественной целостности. Автор и герой как полюса художественной целостности. Герой в романе как эстетический объект, точка приложения эстетической активности автора. Сюжет в структуре целого. Пространственно - временные отношения в романе (можно рассматривать поэтику романа в аспекте одной из указанных категорий).

Литература:

1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.,1979.-С. 7-162.
2. Лихачев Д.С. Нравоописательное время у Гончарова // Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - Л.,1979.-С.299-305.
3. Маркович В.М. "Чужая" речь и взаимодействие речевых манер в романе Гончарова "Обыкновенная история" // Филологические науки. - 1982.-№2. - С. 58-66.
4. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. - М.;Л.,1962.
5. Таборисская Е.Н Автор и герой в романе И.А. Гончарова "Обломов" //Проблема автора в художественной литературе. - Воронеж,1972.-С. 61-75.
См. также научную литературу по персоналиям.



Тема №11. Русская идея и русская действительность в романе И.А. Гончарова "Обломов" (попытка культурологического анализа).

"Обломов" Гончарова как художественное обобщение споров о судьбе России между западниками и славянофилами. Архетип национального бытия в романе. Идиллическое в романе. Художественные функции "сна Обломова". Обломов и Штольц: два типа культуры и миропонимания. Судьба России и трагедия Обломова. Чаадаев о судьбе России.

Литература:

1. Анненский И. Гончаров и его Обломов // Анненский И.Ф. Книги отражений. - Л., 1979 .-С.251 -271.
2. Бердяев Н. Русская идея. (гл. №1. Определение русского национального типа. Восток. Запад. Противоположности русской души), и (гл. № 2. Россия и Европа. Славянофилы и западники. Вопрос о судьбе России, Чаадаев.) // Вопросы философии. - 1990. - №1 или // Русская литература. - 1990. - №2.
3. Гейро Л.С. Роман Гончарова "Обломов" // И.А. Гончаров "Обломов". - Л., Наука, 1987 (серия "Литературные памятники")
4. Кантор В. Долгий навык к сну: Размышления о романе Гончарова "Обломов" // Вопросы литературы.-1989.-№1.-С. 149-185.
5. Кантор В. Имя роковое (Духовное наследие Чаадаева и русская культура // Вопросы литературы). - № 3.- С. 62-85.
6. Мельник В.И. Философские мотивы в романе Гончарова "Обломов" (К вопросу о соотношении социального и нравственного в романе) //Русская литература. - 1982.- №3.
7. Мельник В.И. Эстетический идеал И.А. Гончарова. - Киев,1991.
8. Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров - романист и художник. - М., 1992.
9. Овсянико - Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы. - М.,1989 (гл. "Обломов", "Обломовщина", "Штольц").
10. Соловьев В.С. Три речи в память Ф. Достоевского // Соловьев В.С. Литературная критика. - М.,1990.
11. Тирген П. Обломов - как человек - обломок // Русская литература. -1990.-№3.

 


Тема № 12. Сборник А. Фета "Вечерние огни " как художественное единство.

История создания сборника. Философские идеи А. Фета, эстетические принципы. Состав и структура сборника "Вечерние огни". Композиционное единство. Лирический герой. Поэтика цикла. Анализ ключевых стихотворений (одно по выбору).

Литература:

1. Благой Д.Д. Мир как красота (о "Вечерних огнях" А. Фета) // Фет А.А. "Вечерние огни". - М.,1971.-С.495-635.
2. Бухштаб Б.Я. Фет. Очерк жизни и творчества. - Л.,1990.
3. Дарвин М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. - Кемерово, 1983.
4. Елизаветина Г.Г Литературная судьба А.Фета // Время и судьбы русских писателей. - М.,1981.-С.146- 186.
5. Курляндская Г.Б. Философские мотивы в поздней лирике Фета // Контекст.-1988-1989.-С. 103-127.
6. Маймин Е.А. А. Фет. - М.,1989.
7. Фет А.А. Вечерние огни. - М.,1971 (серия "Литературные памятники").
8. Эйхенбаум Б.М. Фет //Эйхенбаум Б.М. О поэзии. - Л.,1969.

 


Тема №13. Поэтика одного стихотворения (на материале лирики А. Фета).

Автор и лирический субъект в лирическом стихотворении. Семантическая структура лирического стихотворения. Слово в лирическом произведении. Проблема сюжета в лирическом стихотворении. Композиция в лирическом стихотворении. Мотив. Художественная образность.

Литература:

Теория:

1. Введение в литературоведение: Хрестоматия. - М.,1988.
2. Гинзбург Л.Я. О лирике (вводная глава). - Л., 1977.
3. Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л.,1975. -С.434-438.
4. Литературный энциклопедический словарь. - М.,1987.
5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972.
6. Сильман Т. Заметки о лирике. - Л.,1977.
7. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999.
8. Эйхенбаум В. О поэзии. - Л.,1969.

Образцы анализа:

1. Благой Д. Грамматика поэзии (об одном стихотворении А. Фета) //Благой Д. От Кантемира до наших дней. - М.,1979.-С.288-303.
2. Гаспаров В.В. Фет безглагольный // Литературная учеба. -1979.- №4.-С.216-220 или в кн.: Ново-Басманная. - М.,1990.-С.515-529.
3. Гиршман М.М. Три чудных мгновения // Русская речь. - № 1 .-1969.-С. 11-18. (стихотворение А. Фета "Сияла ночь. Луной был полон сад").
4. Лотман Л.М. Фет "Не спрашивай о чем задумываюсь я..." (анализ стихотворения) //Поэтический строй русской лирики. - Л.,1973.-С. 189-198.
5. Лотман Л.М. Фет // История русской литературы: В 4-х т. - Л.,1982.-Т.2.
6. Муратов А.Б. Стихотворение А. Фета "Шепот, робкое дыханье..." // Анализ одного стихотворения. Межвузовский сборник. - Л.,1985.-С.162-171.
7. Отрадин М.В. "Пришла - и тает все вокруг" А. Фета // Анализ одного стихотворения - Межвузовский сборник. - Л.1985.-С.171-181.
8. Сухова Н.П. Мастера русской литературы. - М.,1982.-С.102-106.
См. также литературу к теме № 12.

 


Тема № 14. Философская лирика Ф. И. Тютчева.

Понятие "философская поэзия" в современном литературоведении. Философская ориентация художественного мышления Ф. Тютчева, значение Шеллинга и его идей. Идея органицизма. Понятия натурфилософии и пантеизма в художественной системе философской поэзии. Принципы его философской поэзии. (Анализ одного стихотворения по выбору).

Литература:

1. Берковский Н.Я. Ф.И.Тютчев // Берковский Н.Я. О русской литературе. - М.,1985.-С. 155-199.
2. Касаткина В.Л. Поэтическое мировоззрение Ф.И. Тютчева. - Саратов, 1969.
3. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: Развитие стиля и жанра. - М.,1978.
4. Кожинов В.В. Тютчев. - М., 1994
5. Королева Н. Ф.И.Тютчев // История русской поэзии: В 2-х тт. - Т.2.-С.191-224.
6. Маймин Б.А. Русская философская поэзия. - Л.,1979.
7. Соловьев В.С. Поэзия Ф.И. Тютчева // Соловьев В.С. Литературная критика. - М.,1990.-С. 105-121.
8. Спивак Р.С. Русская философская лирика: Проблемы типологии жанров. - Красноярск, 1985.

 


Тема № 15. "Денисьевский цикл " Ф.И. Тютчева как художественное целое.

Проблема цикла в творчестве Тютчева. Понятие "несобранный" лирический цикл. Состав и структура "денисьевского цикла". Композиция цикла. Лирический адресат и лирическое "я" поэта. Основные мотивы цикла. Анализ ключевых стихотворений.

Литература:

1. Бройтман С.Н. К проблеме диалога в лирике Тютчева // Типологические категории в анализе литературного произведения как целого. - Кемерово, 1983.-С. 119-128.
2. Бухаркин П.Е. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Ф.Т. Тютчева // Русская литература. -1977 -№2.-С.118-122.
3. Дарвин М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. - Кемерово, 1983.
4. Неумоина Е.Г Диалогические отношения в композиции "денисьевского цикла" Ф. Тютчева // Русская литература XIX века. Вопросы сюжета и композиции. - Горький. -1972.
Смотреть литературу к теме № 14.

 


Тема № 16. Драма А. Островского как явление искусства (на материале пьесы "Бесприданница").

Типы сценических эпизодов в реалистической драме Островского. Своеобразие пространственно-временных отношений. Единство сюжета и понятие единства действия в классической драме. Особенности конфликта. Композиция драмы.

Литература:

1. Журавлева А.И. Драматургия А.Н. Островского. - М.,1974.
2. Карягин Л.А. Драма как эстетическая проблема. - М.,1971.
3. Костелянец Б.О. "Бесприданница" А.М. Островского. - Л.,1973.
4. Лотман Л.М. Островский и русская драматургия его времени. - М.,1961.
5. Хализев В. Драма как явление искусства. - М.,1978. (гл.2)
6. Холодов Е. Композиция драмы. - М.,1957.
7. Штейн А.Л. Мастер русской драмы. - М.,1973.

 


Тема №17. Способы выражения авторского сознания в драме "Гроза" А.Н. Островского.

Понятие "автор" и "герой" в современном литературоведении и способы выражения авторского сознания. Сюжетно-композиционный способ выражения авторского сознания. "Слово" героя. Значение ремарок и указаний режиссера.

Литература:

1. Вайман С. Гармонии таинственная власть // Об органической поэтике. - М.,1989. -С.68-94.
2. Журавлева А.И. Драматургия Островского. - М.,1974.
3. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. - М.,1972.
4. Шаталов С.Е. Островский как художник - психолог // Наследие А.Н. Островского и советская культура. - М., 1974.-С. 60-76.
5. Штейн А. Мастер русской драмы. - М.,1973. (гл. '"Великая трагедия").

 


Тема №18. Композиция драмы А.Н. Островского "Гроза"

Понятие композиции в теории драмы. Экспозиция и завязка в драме "Гроза". Развитие действия как компонент композиции драмы. Кульминация и развязка в развитии действия драмы "Гроза". Тип композиции. Преобладание открытого диалога. Композиция драмы "Гроза" в аспекте органической поэтики.

Литература:

1. Вайман С. Гармонии таинственная связь // Об органической поэтике. - М.,1989.-С.68-94.
2. Владимиров С. Действие в драме. - Л.,1972.
3. Костелянец Б. Лекции по теории драмы. Драма и действие. - Л., 1976.
4. Холодов Е. Композиция драмы. - М.,1987.
См. литературу в теме № 17.

 


Тема №19. "Былое и думы" А.И. Герцена.

"Былое и думы" - "художественные мемуары" /Л.Я. Гинзбург/. Художественное начало в "Былом и думах". Принципы отбора документального материала: фактологическая неточность, несоблюдение хронологии в использовании реальной переписки. Реальный Герцен и "автобиографический герой". Захарьина и героиня. Композиционные принципы расположения материала. Человек и история.

Литература:

Текст: Герцен А.И. "Былое и думы" (Ч. I - V).

1. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. - Л., 1977. -С. 242-268.
2. Гинзбург Л.Я. «Былое и думы» А.И. Герцена. - М., 1957.
3. Гинзбург Л.Я. «Былое и думы» А.И. Герцена // История русского романа: В 2-х т. - М., 1962.- Т.2.- С. 583-608.
4. Семенов В.С. Александр Герцен. - М.,1989.
5. Путинцев В.А. Герцен - писатель. - М., 1963.
6. Гурвич - Лищинер С. Творчество Герцена в развитии русского реализма середины XIX века. - М., 1994.

 


Тема №20. Писатели демократического течения (Н.Г. Помяловский, Ф.М. Решетников, А.Ф.Писемский, В.А. Слепцов.)

Связь творчества писателей-демократов 60-х гг. с материалистической эстетикой Чернышевского и Добролюбова. Роль "Современника" в формировании мировоззрения и направления творчества этих писателей. Новая постановка темы народа. Антидворянский пафос их творчества. Своеобразие отношения творчества этих писателей к традициям русской прозы 40-60-х гг. XIX в. Жанровое своеобразие их произведений.

Литература:

Тексты: Н.Г. Помяловский "Мещанское счастье"
Ф.М. Решетников "Подлиповцы"
А. Ф. Писемский "Тысяча душ".

1. Белова Н.М. Художественное изображение народа в русской литературе XIX века. - Саратов, 1969
2. Кулешов В.И. Русская демократическая литература 50-60-х гг. XIX в. - М.,1989.
3. Могилянский А.Т. Писемский. Жизнь и творчество. - Л., 1991.
4. Народ и его герои в изображении русских демократов 60-х гг. XIX в. - М., 1967.
5. Пономарева Г.Д. Жанровые искания русской литературы 60-х гг. XIX в. и творчество Н.Г. Помяловского. - Якутск, 1988.
6. Пустовойт П.Г. А.Ф.Писемский в истории русского романа. - М.,1969.
7. Семанова М.Л. Художественное своеобразие повести А. Слепцова "Трудное время". - Л.,1974.
8. Соколов Н.И. Творчество Ф.М. Решетникова // Ф.М.Решетников. Избр.произв.: В 2-х т. – М., 1956. - Т. 1.
9. Чернышевский Н.Г. Не начало ли перемены?
10. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности.
11. Ямпольский И. Середина века. - Л., 1974.
12. Ямпольский И.Г. Н.Г. Помяловский. Личность и творчество. - М.;Л.,1968.

 



Кафедра русской литературы и фольклора © 2003
Разрешено использование любых наших материалов в сети Интернет при установке ссылки на наш сайт