поиск
    

 
 

История русской литературы XIX века (третья треть)
составитель - О.В.Пичугина

Пояснительная записка

Курс «История русской литературы XIX века (третья треть)» - фундаментальная дисциплина на факультете филологии и журналистики, завершающий этап изучения русской классической литературы XIX века. Данный курс является частью общего базового курса «История русской литературы», что предполагает определенную преемственность в изучении учебного материала. Кроме того, курс организован таким образом, что рассмотрение тем во многом основывается на актуализации знаний, полученных при изучении смежных дисциплин («Введение в литературоведение», «Отечественная история XIX века» и др.).
По учебному плану данный курс рассчитан на преподавание в течение одного учебного семестра и составляет 70 часов аудиторных занятий (54 -лекции, 16 - семинары) на дневном отделении и 40 часов аудиторных занятий (32 - лекции, 8 - семинары) на заочном отделении. Основная форма контроля – экзамен. В процессе освоения материала курса также предполагаются написание контрольных работ (заочное отделение), составление рефератов, обсуждение одной из трудных для изучения тем на коллоквиуме, углубленное рассмотрение основных тем на индивидуальных консультациях. Самостоятельная работа студентов организуется с ориентацией на освоение предложенных в курсе тем и заданий.
Курс «История русской литературы XIX века (третья треть)» читается в VI семестре студентам 3 курса дневного отделения и в VIII семестре студентам 4 курса заочного отделения факультета филологии и журналистики (специальности: 021700 и 021400) и относится к циклу «общепрофессиональные дисциплины».
Принципом построения программы курса является деление историко-литературного процесса XIX века на 3 части, приблизительно соответствующее трем третям столетия. При всей условности границ можно говорить об определенной смене основных литературных эпох XIX в.
Последняя треть XIX века – время создания вершинных произведений русского реализма, начало мирового признания русской литературы, период, когда получают развитие и различные формы натуралистической литературы, и на рубеже веков неоромантические тенденции.
При освоении материала курса студенты должны получить представление об историко-литературном процессе в целом и о творческой индивидуальности отдельных писателей (Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова и др.). Целью курса и является изучение творческого пути писателей "первого ряда" на фоне широкого историко-литературного контекста, а также постижение типологических особенностей развития реализма данного периода. Преимущественное внимание в курсе уделяется эволюции эпических жанров, с которыми связаны наиболее значительные достижения художественной литературы в это время. Жанровая система реализма в последней трети XIX века необычайно сложна и характеризуется расцветом романа (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский), широким распространением прозаического цикла (М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский). В связи с этим в центре лекционного курса оказываются проблемы типологии русского реалистического романа. Большое внимание также уделяется рассмотрению динамики малых жанров (прозаических) - рассказу, повести, психологической новелле, приобретающих ведущее место в 1880-е годы. Таким образом, хотя ряд тем "Истории русской литературы" изучается монографически (творчество Ф. Достоевского, Л. Толстого и др.), типологический подход все-таки предопределяет основные цели курса и позволяет органически связать материал с предшествующими курсами «Истории русской литературы», а также наметить литературные тенденции, которые получат развитие в XX веке.
В задачи курса входит не только освоение научной базы, но и развитие навыков анализа художественного текста, творческих способностей студентов, активизация их познавательной деятельности, чему во многом способствуют проблемный характер лекционного материала, творческие задания на коллоквиумах, практических занятиях. Вопросы курса, связанные с переосмыслением культурного наследия в сегодняшние дни, выводят к духовным задачам нашего общества на данном этапе и могут сыграть положительную роль в нравственном воспитании студентов. Особое внимание в курсе уделяется изучению того материала, который необходим будущим учителям-словесникам для работы в общеобразовательных школах.

  



Кафедра русской литературы и фольклора © 2003
Разрешено использование любых наших материалов в сети Интернет при установке ссылки на наш сайт