поиск
    

 
 

История русской литературы XIX века (третья треть)
составитель - О.В.Пичугина

Программа лекционного курса

Литературная эпоха последней трети XIX века

Русская литература XIX века (третьей трети) как завершающий этап развития классической литературы. «Водоворот» всe усложняющейся и стремительно развивающейся жизни в России после 1861 года (Н.Пруцков) и его осмысление в литературе. Окончательное формирование и расцвет поэтики реализма. Приоритет прозы, ее жанровое разнообразие. Расцвет жанра романа («роман новых людей», «роман нигилиста», «народнический» роман и пр.). «Социально-универсальный» роман как центральная в русской литературе XIX в. форма (линия) отечественного романа (В.Недзвецкий).
Новый этап развития русского реалистического романа в творчестве Ф.Достоевского, Л.Толстого, М.Салтыкова-Щедрина. Ситуация исторического «перехода», кризиса, когда индивид выпадал из системы общественных, родовых отношений, и русская художественная «идея», стремящаяся восстановить цельность бытия (Г.Гачев). Пафос единения человека с национальным целым и космосом на основаниях свободы. Гносеологическая проблематика русского романа, связанная с поисками единства субъекта и объекта. Философско-эстетическая категория «живой жизни» в русском романе. Миф и роман. Сопряженность сюжетной ситуации исторического обновления мира и архаических, мифологических схем как важная особенность романов Достоевского и Толстого. «Сущностный» тип художественного мышления писателей – то определение (А.П.Чудаков), которое указывает на тенденцию русской литературы быть «больше» литературы, искусства.
Кризис гуманизма и кризис христианства в художественном осмыслении Достоевского, Толстого, Лескова. Религиозно-нравственные искания кризисной эпохи и образ народной «правды», народной веры, «почвы», «общей жизни» в художественной структуре реализма этого периода. Новое общественное отношение к народной старине и поэзии. Связь русской мифологической школы с передовой идеологией и русской литературой. Роль работ А.Н.Афанасьева, Ф.И.Буслаева, Е.И.Забелина и др. в становлении национального художественного сознания. Художественная попытка А.Островского «реставрировать» древнюю мифологию славян в «Снегурочке» (1873). Эпопея Мельникова-Печерского («В лесах», 1871-1874; «На горах», 1875-1881). Эволюция понятия «народ» от социологического к мифологемному значению. Архетипические мотивы прозы Н.Лескова. Лесковский «миф о праведнике». Широкое распространение прозаического цикла (сатирического – в творчестве М.Салтыкова-Щедрина, очерково-публицистического – в творчестве Г.Успенского). Интенсификация развития жанра очерка (Н.Наумов, П.Засодимский, Ф.Нефедов, Н.Каронин-Петропавловский). Важное место народничества в общественно-литературном движении.
Преемственная связь с идейными и эстетическими традициями 1860-х гг. Журнал «Отечественные записки»; творческая и организаторская деятельность Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Журналы «Дело» Г.Благосветлова и Н.Шелгунова, «Русский вестник» М.Каткова, «Вестник Европы» М. Стасюлевича в литературном движении эпохи.
Эпоха «безвременья» как время «усталости от больших идей и больших форм». Закрытие «Отечественных записок». Ведущие журналы народнического («Русское богатство»), либерального («Русская мысль», «Вестник Европы») направлений. Популярность юмористической журналистики («Стрекоза», «Осколки»). Возрастание общественной и литературной роли газеты: «Неделя» П.Гайдебурова, «Новое время» А.Суворина, «Русские ведомости» В.Соболевского.
Малые жанры русской прозы (творчество В.Гаршина, В.Короленко). Художественное своеобразие повести Н.Лескова. Натурализм в литературе (П.Боборыкин, И.Потапенко). Местное и общенациональное в «уральских» произведениях Д.Мамина-Сибиряка. Поэты «больного поколения» (С.Надсон, К.Случевский, К.Фофанов). Новаторство художественной системы А. Чехова. Всемирное признание русской литературы.


М.Е. Салтыков-Щедрин

Сатира Щедрина как выдающееся явление русской литературы. Понимание Щедриным предмета и задач сатиры. «Теория призраков» как философско-эстетическая основа сатиры писателя. Концепция двух действительностей (оппозиция мнимой, призрачной и «живой» жизни) как определяющее начало поэтики Щедрина. Сатирическое изображение «внутренней пустоты» социальных явлений, имеющих притязание на реальное значение, художественное выявление абсурдности «призрачной» жизни. Семья, собственность и государство как главные «призраки» русской жизни, по мнению сатирика.
Основные этапы творческого пути писателя. Повести «Противоречия», «Запутанное дело» и традиции «натуральной школы». Основные темы и мотивы «Губернских очерков». Своеобразие финала. Публицистика и сатира Щедрина 1860-х гг. Историософские идеи цикла статей-обзоров «Наша общественная жизнь» (1863-1864), циклы рассказов «Невинные рассказы» (1857-1863), «Сатиры в прозе» (1859-1862), «Помпадуры и помпадурши» (1863-1874), «Письма о провинции» (1868). Образ города Глупова в «глуповском» цикле 1862 г. и в «Истории одного города». Гротеск как принцип типизации в творчестве Щедрина. «История одного города» как «роман-гротеск» (Д. Николаев). Статья А.С. Суворина «Историческая сатира» и ответ Салтыкова-Щедрина. Рассказ и очерк как преобладающие жанры в творчестве писателя. Стремление к быстрому реагированию на происходящее события («журнализм» Щедрина) и одновременное стремление к сложным идейно-художественным концепциям, к широте художественного охвата действительности. Обоснование Щедриным жанра общественного романа. Тенденция к циклизации рассказов, очерков, статей в творчестве писателя.
Редакторская деятельность Щедрина в «Современнике» и «Отечественных записках». Сатирические произведения 1870-1880-х гг.: «Господа ташкенцы» (1869-1873), «Благонамеренные речи» (1872-1876), «Убежище Монрепо» (1878-1879), «За рубежом» (1880-1881). Роман «Господа Головлевы»: сюжетно-композиционные особенности, своеобразие эпилога; Иудушка Головлев в ряду типов русской и мировой литературы. Сказочный цикл. Своеобразие жанра сказок Щедрина (сочетание сказочной образности и гротеска). «Современная идиллия» как сатирический роман. Искусство сатирического повествования в произведениях писателя. Смена «масок» повествователя, иносказательность, пародийная стилизация как особенности сатирического стиля Щедрина.


Ф.М. Достоевский

Проблема периодизации творчества Достоевского. «Натуральная школа» и роман писателя «Бедные люди». Белинский и Достоевский. «Сентиментальный натурализм» (Ап. Григорьев) в оценках критики. «Поворот» от Гоголя к Достоевскому как одна из ключевых проблем в истории русской литературы. Повесть «Двойник» в творческой эволюции писателя; традиции «петербургских повестей». Особенности повествования и проблема фантастического в «Двойнике». Поэтика «петербургской повести» «Господин Прохарчин». Романтические традиции в «Хозяйке»; мифологические мотивы. Герой-«мечтатель» («Слабое сердце», «Белые ночи»). Новаторство художественной системы Достоевского. Христианский социализм и раннее творчество писателя. Достоевский в кружке Петрашевского.
Каторга и ссылка; духовные итоги («Записки из Мертвого дома»). Концепция почвенничества; издание журналов «Время» и «Эпоха». Произведения переходного периода («Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Униженные и оскорбленные»). Памфлетный образ европейской цивилизации в «Зимних заметках о летних впечатлениях».
«Записки из подполья» – «проблемное введение» в пятикнижие Достоевского. «Человек из подполья» как особый тип героя в творчестве писателя. Образ – символ «подполья» в повести. Мотив свободы в сюжете «Записок из подполья». Впервые употребленное писателем в повести понятие «живая жизнь». Оппозиция «живая жизнь» - теория, рассудочность в структуре «Записок из подполья». Развитие понятия «живая жизнь» в творчестве Достоевского («Преступление и наказание», черновые наброски к «Бесам», «Подросток»). Особенности жанра, традиции религиозной исповеди, покаянного псалма в повести Достоевского.
Замысел и время создания романа «Преступление и наказание». Роман Достоевского как «петербургский текст». «Сверхэмпирические» смыслы «петербургского текста» писателя. Петербург как особый объект художественного постижения в романе: центр зла и в то же время «место, где национальное самосознание достигло того предела, за которым открываются новые горизонты жизни» (В. Топоров). Раскольников как «петербургский герой» (представитель русской жизни «петербургского периода»; герой-богоборец и новый Мессия). «Генотип» героя (Ю. Селезнев): художественное пространство образа (Каин, Юлий Цезарь, Наполеон и др.). Раскольников как герой-идеолог. Особенности изображения «идеи» в романе. Событийность истины у Достоевского (М. Бахтин). «Текущие» и «вечное» в идее Раскольникова. Тип героя и тип сюжета романа Достоевского. Ситуация исторического перехода, испытания, выбора, «порога» в романе. «… Состояние колебания и составляет роман» (Достоевский) – определение, раскрывающее одну из главных типологических особенностей сюжета романа Достоевского. Функции случайностей в сюжете. «Сюжетная аура» (Г. Егоренкова). «Условный» эпилог. Структурные особенности пространства в романе. Связь структуры романа с архаическими схемами мифологического мышления (ономапоэтика, двойничество, пространственные и временные оппозиции, символы «онтологического порога» и др.). Пасхальный архетип романа (И. Есаулов). Мотив чуда в произведении. Софиологические мотивы «Преступления и наказания» (разрыва связей с Землей, исповеди Земле, братства, братания, мотив сакрального посредничества героини по имени Софья и др.) Мистериальное начало в романе Достоевского. Жанровое своеобразие произведения (основные концепции).
Особенности религиозно-философских воззрений позднего Достоевского. Проблема идеала в публицистике, записных книжках писателя. Христианская онтологичность эстетики Достоевского; его христология и роман «Идиот». Архетипическая основа сюжета. Поэтика названия. Христианская идея кенозиса и «положительно прекрасный человек» Достоевского. Князь Мышкин как «юродивый герой». Принцип «снижения» в поэтике романа. Роман «Идиот» и русская духовная традиция понимания святости. Система персонажей. Сюжетно-композиционные особенности произведения. Живописный образ Христа в структуре романа. Своеобразие финала. «Идиот» как «самый непрочитанный» роман Достоевского: разнообразие интерпретаций, противоположные трактовки. «Идиот» в современном литературоведении. Интерпретации романа, связанные с признанием неудачи воплощения авторского замысла или с определением романа как самокритики писателя, который развенчал в «Идиоте» ренановскую концепцию Христа (М. Дунаев, Т. Касаткина, А. Тоичкина, И. Кириллова и др.). Предопределенность данных интерпретаций общим пониманием религиозных идей Достоевского 60-х гг. как далеких от строго догматических, православных. Иная трактовка романа (работы преподобного Иустина, А. Кунильского, Г. Ермиловой, К. Степаняна и др.).
«Бесы» Достоевского и «полемический» роман его времени. Историософская концепция писателя (Россия и Запад, феномен нигилизма, «русский путь», «русская мысль»); осмысление фактов «текущей действительности» (нечаевское дело, деятельность К.Е. Голубова и др.). История создания романа. Значение религиозных идей «Фантастической страницы» чернового варианта для понимания философской проблематики «Бесов». Исключенная глава «У Тихона». Религиозно-философские источники главы (творения Иоанна Лествичника, Феодосия Печерского, Нила Сорского, Тихона Задонского). Смыл названия романа, роль эпиграфов. Образ бесовства, эсхатологические мотивы, мотив экзорцизма. Система персонажей. Ставрогин как «лицо трагическое», «явление серьезное» (Достоевский). Двойники героя в романе. Архетипический смысл философского самоубийства Кириллова. Ономапоэтика «Бесов». Своеобразие хронотопа в романе. «Бесы» в русской религиозно-философской критике.
Замысел романа «Подросток». Связь замысла с неосуществленной эпопеей «Житие великого грешника». «Главное. Во всем идея разложения, ибо все врозь и никаких не остается связей не только в русском семействе, но даже просто между людьми. Даже дети врозь» (Достоевский). Тема «случайного семейства» в произведении. Смысл названия (связь с ветхозаветными представлениями). Тема «беспорядка» и «широкости, с которою еще целомудренная душа уже допускает сознательно порок в свои мысли, уже лелеет его в своем сердце…» (Достоевский). Идея главного героя. «Русский скиталец» и русский странник. Мотив «рубки образов» как развитие и вариация мотивов романа «Бесы» и главы «Влас» из «Дневника писателя» 1873 г. Исповедь Версилова. Образ Макара Долгорукого и традиция народной религиозной культуры. Сюжетно-композиционная организация произведения. Особенности повествования. «Подросток» и традиции «романа воспитания». Художественная полемика с Толстым.
«Дневник писателя» и его место в творчестве Достоевского 1870-х гг. Художественно-публицистическая природа «Дневника писателя». Изменение эмоционально-общественной тональности от 1873 к 1876-1877 гг.: нарастание убежденности писателя в том, что в самой «текущей действительности» появляются люди, «которым принадлежит будущность России». Проблема идеала в «Дневнике писателя» и в романах «Подросток», «Братья Карамазовы». Малая проза «Дневника писателя» («Бобок», «Мальчик у Христа на елке», «Мужик Марей», «Кроткая», «Сон смешного человека»).
«Братья Карамазовы» – итоговый роман Достоевского; отражение в нем важнейших тем и идей творчества писателя. Замыслы последних лет и «Братья Карамазовы» («Житие великого грешника», поэма «Сороковины», «Русский Кандид», «книга о Иисусе Христе»). «Братья Карамазовы» – «это миф о новом человеке и его рождении из лона русской души» (С. Цвейг). Художественное осмысление национальной ментальности и общечеловеческой судьбы. Христианская антропология Достоевского. Поэтика названия романа. Система персонажей. Сюжетно-композиционные особенности. Сюжет блудного сына как зерно замысла «Братьев Карамазовых»; трансформация архетипической схемы в романе. Метафизическая тема отцовства и сыновства в творчестве Достоевского. Система метонимических замещений в романе. Две философские концепции мира в произведении. Иван Карамазов как герой – идеолог, «русский Фауст». Легенда о Великом инквизиторе и ее сюжетная роль в романе. «Русский инок» в «Братьях Карамазовых». Библейские и святоотеческие источники поучений старца Зосимы; прообразы героя; принципы художественного изображения «вполне прекрасного человека» в творчестве Достоевского. Литературные и фольклорные параллели романа: житие Алексея человека Божия, апокриф «Хождение Богородицы по мукам», житие преподобного Иакова (постника), житие Марии Египетской, житие Ефрема Сирина и др. Книга Иова в контексте произведения. Связь эпиграфа и финала романа. Жанровое своеобразие романа «Братья Карамазовы».
Пушкинская речь Достоевского. Спор о христианстве и «русской идее». Достоевский и К. Леонтьев, Достоевский и Н. Федоров, Достоевский и Вл. Соловьев.
Мировое значение творчества Достоевского. Достоевский и русский религиозно- философский ренессанс.


Н.С. Лесков

Литературная судьба Н.С.Лескова: «прозеванный гений» (И.Северянин), «неукротимый ересиарх» (А.Лесков). Восприятие современниками Лескова как «типичника» и «писателя – анекдотиста». Значение «роковое и почти трагическое» (Салтыков-Щедрин) романа «Некуда» и статьи о петербургских пожарах для литературно-общественной репутации писателя. Современники об искусственности, вычурности («безмерности» и «эссенциозности») стиля лесковских произведений. Нарушение «заговора молчания» критики в 30-е гг. XX века. М.Горький о Лескове как о «творце священного писания о родной земле». Творчество Лескова в современном литературоведении. Проблема текста как центральная для лескововедения.
Творчество Лескова 1860-х гг. Участие в литературной и общественной полемике. Лесков и очеркисты-шестидесятники (интерес к привычному, случающемуся многократно как стилевая доминанта литературы 60-х гг., статичные средства создания художественного образа, «лоскутность», сказовость и пр.). Сюжетно-композиционные особенности произведений «Овцебык», «Житие одной бабы». Повесть Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». «Антинигилистический» роман «Некуда».
Эволюция мировоззрения и творчества Лескова в 70-90-е гг. «Хроники» в творчестве писателя («Соборяне», «Захудалый род»). Усиление критического пафоса по отношению к исторической Церкви («разладил с церковностью») и приближение к религиозной проповеди Л.Толстого в конце 80-х гг. (радикальное противопоставление «церковных» понятий «евангельским», пропаганда христианства в форме внецерковной и даже внеконфессиональной и пр.). Рассказ «На краю света». «Мелочи архиерейской жизни». Лесков и религиозно-философские искания современников (статьи «Граф Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как ересиархи», «О куфельном мужике»). Циклизация рассказов как характерная черта поэтики Лескова. Цикл о «праведниках» (факторы циклизации, состав). Архетип «праведника»: интерес к праведности в ее мирской, по преимуществу бытовой явленности, «юродивый герой» (В.Иванов) как сверхтип русской литературы второй половины XIX в., лесковская актуализация мифа о великом грешнике и пр. Связь структуры повести «Запечатленный ангел» с композицией житийной иконы, жития. Традиции мифопоэтики в произведениях Лескова «Павлин», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован». «Сказочная очарованность жизнью» и широкое использование анекдота в структуре произведений, развитие новеллистической традиции. Поэтика лесковского сказа («Левша»). Художественное воссоздание народной мифологизации мира в произведении. Лесковские циклы: легенды, святочные рассказы, «рассказы кстати».

Л.Н. Толстой

Раннее творчество Толстого. Идея «нравственного совершенствования» как узловая проблема духовных и творческих поисков начинающего писателя (философские наброски, дневники, первые художественные замыслы). Влияние дневника на художественную структуру «Истории вчерашнего дня», «Детства» (диалектика перехода этического опыта в эстетический). Жанровое своеобразие трилогии Толстого. «Севастопольские рассказы» как художественный цикл. Оппозиция естественного и искусственного, природы и цивилизации в рассказах «Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн», «Три смерти», в повести «Казаки». Поэтика названия, система персонажей, сюжетно-композиционные особенности повести «Казаки». Идея «общей жизни» и закон связанности всего со всем в поэтике Толстого («Поликушка»). Циклическая повторяемость «обшей идеи», созревание «мысли народной» в раннем творчестве Толстого. Чернышевский о художественных принципах писателя.
Замысел романа «Декабристы» и его место в творческой истории «Войны и мира». Философско-историческая концепция Толстого. Проблема «истории и искусства» в творческом сознании писателя: «сущность выразима только искусством, тоже сущностью» (Толстой). Создание писателем сложного типа романической структуры. Философско-эстетическое «обоснование» художественных принципов: «Жизнь – тем более жизнь, чем теснее ее связь с жизнью других, с общей жизнью. Вот эта -то связь и устанавливается искусством в самом широком его смысле» (Толстой). «Война и мир» как роман «большого захвата», «широкого дыхания», всезнания («нужно знание всех подробностей»). Толстовский пафос верного изображения жизни («строгое повествование истины») и постижения полноты и целостности бытия. «Замок сцепления» частного и исторического, личного и общего в романе. Поэтика названия. «Война и мир» как «роман-поток» (Н. Гей): художественное постижение «динамического целого» жизни. Толстовский принцип «сопряжения» и нахождения «узла жизни». «Война и мир» как «роман – эпопея» (концепции А. Сабурова, А. Чичерина и др.). «Мысль народная» в произведении. «Мысль семейная» в «Войне и мире» как универсальная категория: «род человеческий развивается только в семье» (Толстой). Система персонажей романа. Сюжетно-композиционные особенности. Эпилог романа «Война и мир» и проблема романного завершения. Своеобразие толстовского психологизма («диалектика души», художественное исследование полноты сверхличного опыта, общего чувства жизни, изображение текучести, многомерности, мнослойности характера, автобиографизм, «мелочность» и «генерализация»).
История создания романа «Анна Каренина». Семейная тема в русском романе 1870-х гг. и толстовская трактовка этой темы. «Анна Каренина» и традиции западноевропейского романа. «Мысль семейная» как художественный «эквивалент» «мысли народной» при изображении кризисной эпохи (В. Одиноков, Н. Гей). Система персонажей. Сюжетно-композиционные особенности романа. Мотивная структура. Мотив поиска истины. Линия Анны и линия Левина в романе. «Путаница понятий» и «свет любви» в нравственных исканиях Левина. Концепт «жизнь» как опорное художественно-структурное понятие в изображении исканий героев, образная оппозиция «жизнь» – «гордость ума». Система событий в романе, когда преодолевается антиномия «жизнь» – «сознание». Художественное обоснование в «Анне Карениной» ценности «жизни» во всей многосторонности ее проявлений. «Жизнь души» в романе Толстого. Религиозная концепция духовности. Эстетизация духовного проявления личности и эпическое утверждение процесса жизни как главные начала в толстовском изображении мира. Смысл эпиграфа и своеобразие авторской позиции. Основополагающая роль метафоры в концептуализации реальности в романе «Анна Каренина»; основные концептуальные метафоры: «пучина жизни», «паутина лжи», «путь жизни», «сон жизни» и др. Жанровое своеобразие романа: «роман поиска» (В. Шкловский), «роман конца» (Н. Гей), социально-психологический роман и др. жанровые концепции.
Начало мировой славы Толстого, совпавшее с «переломом» в мировоззрении писателя («перестройкой всего миросозерцания»). Этический и социальный характер духовных исканий Толстого в кризисный и послекризисный период. Публицистика писателя («Так что же нам делать?», «Стыдно» и др.). Религиозно-философские исследования Толстого («О жизни», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас», «Исповедь» и др.). Понимание писателем религии как осознания человеком себя в перспективе бесконечности. Восприятие христианства как нравственного учения о том, что придает смысл земному существованию (слияние личной жизни с общей). Толстой и Церковь. Формирование новых взглядов на задачи искусства («Что такое искусство?», «О Шекспире и о драме»). Главные положения эстетических деклараций Толстого. Формирование новой авторской позиции в «народных рассказах» и в «Исповеди». Толстой – драматург («Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»).
Замысел романа «Воскресение» («коневская повесть», планы создания большого эпического полотна). Разные редакции произведения. Определение Толстым в конце 80-х гг. главных направлений своей деятельности: «… Надо записывать две вещи: 1) весь ужас настоящего, 2) признаки сознания этого ужаса». Взаимосвязь личного и общего как основной нравственно-философский стержень романа. Сюжетно-композиционные особенности (изображение выхода человека за пределы обособленного, замкнутого на себе существования). Основная сюжетная ситуация романа – неустойчивое равновесие противоположных начал в мире и в человеке (Н. Тамарченко). Кризисные ситуации в романах Достоевского и Толстого (сходство и различия). Поэтика названия. Мотивная структура произведения. Изображение «воскресения» не как результата, а как процесса, пути, ведущего к «воскресению». Религиозно-философское осмысление личного «воскресения» как направления, к которому устремлен «путь жизни» заблуждающегося человека: «Исполнение учения – в движении» (Толстой). Идея «пути жизни», переданная рядом устойчивых в творчестве Толстого архетипических мотивов (мотивы пробуждения от «сна жизни», зрячести - слепоты и др.). Жанровое своеобразие романа («роман –трактат», «роман –эксперимент», «роман-пролог» и др. жанровые определения «Воскресения»).
Поэтика поздней повести Толстого. Философская природа, «исследовательский», «экспериментальный» характер «аналитической» повести писателя. Сочетание художественной образности и публицистичности. Жанровая динамика повестей Толстого. Интенсификация сюжетной линии в связи с акцентированием процесса прозрения героя, «романизация» повести. Особенности героя и сюжета повестей «Холстомер», «Крейцерова соната». Переосмысление традиций житийной литературы в «Отце Сергии». Притчевое начало повести «Смерть Ивана Ильича». Образ «болящего, страдающего тела» как образ бытия. Толстовская поэтика телесности (Н. Фет). Мотивная структура повести «Смерть Ивана Ильича». Архетипические мотивы «После бала». Повесть «Хаджи-Мурат». Архаический тип сюжета повести «Фальшивый купон». «Доказательство» художественными средствами нравственного принципа «непротивления злу насилием». Русская религиозная философия о позднем творчестве Толстого (С. Булгаков, Л. Шестов, В. Розанов, Н. Бердяев). Мировое значение Толстого – художника и мыслителя.


Г.И. Успенский

Литературный дебют писателя: «Идиллия» в журнале «Зритель», «Михалыч» в журнале Л.Толстого «Ясная поляна». Сотрудничество с Н.А. Некрасовым (журнал «Современник»), с редакцией «Отечественных записок». «Правда без всяких прекрас» (Н.Г.Чернышевский) – «формула» раннего творчества Успенского. Реалистическое изображение русской действительности первых послереформенных лет в цикле «Нравы Растеряевой улицы». Обобщающий смысл тем и мотивов очерка «Будка». Глубина художественного проникновения в социальные явления (цикл «Разоренье»). Преобладание крестьянской тематики в творчестве Успенского 1870-1880-х годов. Идея «власти земли» как главного фактора крестьянской жизни (цикл «Власть земли»). Успенский и беллетристы-народники: общее и различное. Тема человеческих судеб, стоящих за цифрами официальной статистики (цикл «Живые цифры»). Тема духовного преображения под воздействием искусства («Выпрямила»). Документальная основа («говорящие факты живой действительности») и своеобразие художественного обобщения в очерках Успенского. Публицистичность произведений писателя. Циклизация очерков.


В.М.Гаршин

Творческая индивидуальность писателя и особенности «переходного времени». Трагическое мироощущение Гаршина («Гамлета» своего времени). Тема «человек и война» в рассказах «Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова»; развитие традиций Л. Толстого. Состав цикла военных рассказов, факторы циклизации. Темы социальных язв, «падшей женщины» («Происшествие», «Надежда Николаевна»). Вопрос о «крови по совести» в рассказе «Надежда Николаевна». Соотнесение живописных сюжетов художников Гельфрейха и Лопатина. Гаршин и Достоевский: единство нравственно-философских исканий в русской литературе второй половины XIX века. Проблемы интеллигенции, «чистого» и гражданского искусства в творчестве писателя («Встреча», «Художники»). Обогащение реализма поэтикой романтико-героических предчувствий. Ситуация борьбы героя с мировым злом, романтический мотив «высокого безумия» («Красный цветок»). Мифологическая основа образов рассказа. Восхищение героизмом революционной народнической интеллигенции и признание бесплодности ее подвига («Attalea princeps»). «Аллегорический» и «психологический» рассказы писателя. Гаршин и Толстой: влияние толстовства на художественное мировидение писателя, проявление непротивленческих тенденций («Сказание о гордом Аггее», «Сигнал»). Соотношение автора и героя (человека «гаршинской складки») в произведениях писателя. Преобладание субъективных форм повествования (записки, дневники и пр.). Своеобразие реалистического метода Гаршина. Черты литературного импрессионизма. Чехов и Гаршин.


В.Г. Короленко

Жизненные испытания и литературная судьба В.Г.Короленко. Демократический характер общественной и публицистической деятельности. («Павловские очерки», «В голодный год», «Дело Бейлиса», «Письма к Луначарскому»). Соотношение в творчестве писателя беллетристики и публицистики, связанной с многогранной общественной, правозащитной деятельностью Своеобразие литературно-эстетических взглядов Короленко. Оценка им романтического и реалистического методов изображения действительности. Герои-протестанты, изображение драмы «революционеров без народа» («Яшка», «Чудная»). Тема пути к «настоящему народу», разнообразие народных типов, поэзия «вольной волюшки» («Сон Макара», «Река играет», «Лес шумит»). Сочетание в повести «Слепой музыкант» социологического принципа изображения мира с анализом природных (биологических, физиологических, психических) свойств человека. Особенности композиции повести и система персонажей. Герой и мир: от познания к «прозрению». Субъектно-речевая организация произведения, роль автора-повествовалеля в повести. Цикл аллегорических повестей и рассказов («Сказание о Флоре», «Тени», «Мгновение», «Огоньки»). Повесть «Без языка». «Правдоискатели» и «мечтатели» в очерках Короленко («Соколинец», «Государевы ямщики»). «История моего современника» как художественные мемуары.


Поэзия 1870-1890-х годов
(А. Апухтин, С. Надсон, К. Случевский, К. Фофанов)

Всплеск поэтического творчества в 70-80-е гг. XIX в. Переходный, переломный характер поэзии этих лет. Воздействие романа на лирику (А.Апухтин). Поэзия революционных народников (П. Лавров, Н. Морозов и др.). Поэты «больного поколения» (С. Надсон, К. Случевский, К. Фофанов). «Образотворчество» и поиск новых поэтических форм в творчестве поэтов конца XIX века. Выражение настроений эпохи «безвременья» в лирике С.Я. Надсона. Мотивы скорби, уныния, усталости, сочувствия страдающему «брату». Некрасовская традиция. Тема назначения поэта и поэзии. Сильный жест «слабого» поэта: стихотворение «Песни Мефистофеля». Опыты поэмы на историко-христианские темы: «Иуда», «Христианка». Своеобразие литературной репутации (резкое неприятие элитой модернизма, упреки в сниженном уровне стиховой культуры). Христианские мотивы в поэзии К. Фофанова.


А.П. Чехов

Чехов как крупнейший представитель русской прозы и драматургии конца XIX в. Периодизация творческого пути. Ранний период творчества. Опыт создания проблемной драмы: «Платонов (Безотцовщина)». Сотрудничество в юмористических журналах. Сборники рассказов (принципы объединения произведений, основные темы). Система жанров в раннем творчестве писателя. «Сценки» - главное художественное достижение Чехова – юмориста. Жанровое своеобразие сценок («Ванька», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Злоумышленник» и др.). Место «серьезного этюда» в жанровой динамике ранней прозы Чехова («Горе», «Холодная кровь», «Первый любовник»). Повесть «Драма на охоте».
Своеобразие чеховской прозы конца 1880-начала 1890-х годов. Новая эстетическая позиция писателя («Огни»). Варианты современных интерпретаций повести «Степь». Оппозиция «человек и мир» в произведениях писателя со «степным» сюжетом. «Импрессионистичность» прозы Чехова. Особенности авторской позиции («Припадок»). Экзистенциальное начало «Скучной истории». Чехов и Толстой: тематическая перекличка, полемика, общность духовных исканий. Повесть «Дуэль» как завершение творческих исканий Чехова середины 80-х – начала 90-х годов. Значение поездки на Сахалин; своеобразие книги «Остров Сахалин». «Дуэль» и русская классическая романная традиция.
Поэтика сюжетосложения прозы «зрелого» Чехова. Отказ от традиционных художественных принципов, от прежней сюжетности. Рассказ о «несуществующем» или несостоявшемся действии. Произведения о «несвершившемся человеке» («Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник»). Сюжет «открытия» и сюжет «прозрения» («Дама с собачкой», «Учитель словесности», «Скрипка Ротшильда» и др.). «Открытость» финалов. Чеховские принципы художественного обнаружения скрытого драматизма жизни. «Поэтика бесконечно малых величин» (Г.Бялый). Роль подтекста в художественной передаче «общего чувства жизни», «эмоциональной квинтэссенции бытия». Евангельские мотивы в прозе Чехова («Студент», «Архиерей»). Архетип праведника в повести «Моя жизнь».
Пьесы Чехова – новый этап в развитии русской и мировой драматургии. Чехов и европейская «новая драма» его времени. «Иванов» как итог раннего творчества писателя и художественная «лаборатория» драматурга. Жанровое своеобразие чеховских водевилей («Медведь», «Свадьба», «О вреде табака»). Драматургическое новаторство писателя в «Чайке», «Дяде Ване», «Трех сестрах», «Вишневом саде». Новый тип героя («обыкновеннейший человек») и своеобразие системы персонажей («ее децентрализация»). Чеховское понимание драматизма бытия и природа конфликта в пьесах писателя. Поэтика внешне ослабленного сценического действия. «Лиризация» драмы (роль лирического «подводного течения»). Принцип соединения драматического и комического. Новый тип театральной условности. Эстетическая функция ремарок в драме Чехова. Жанровое своеобразие чеховских пьес. Чехов и Художественный театр. Связь драматургии и прозы писателя (общность проблематики, соотношение текста и «подтекста» и пр.). Чехов и мировая литература XX в. Итоги и проблемы чеховедения.



 



Кафедра русской литературы и фольклора © 2003
Разрешено использование любых наших материалов в сети Интернет при установке ссылки на наш сайт