поиск
    

 
 

История русской литературы XIX века (третья треть)
составитель - О.В.Пичугина

Тема, план коллоквиума. Методические рекомендации к подготовке

Проблемы поэтики романа Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»)

1. Тип героя Достоевского. Позиция автора по отношению к герою.
2. Особенности сюжета.
3. Структурные особенности пространства и времени в романе писателя.
4. Структура романа Достоевского и архаические схемы мифологического мышления.
5. Система персонажей: типологические особенности.
6. Христианская онтологичность эстетики писателя.
7. Жанровое своеобразие романа Достоевского.

Методические рекомендации к подготовке коллоквиума

В курсе истории русской литературы XIX века изучение творчества Ф.М.Достоевского представляет для студентов, как правило, наибольшие трудности. Это объясняется многими причинами. Одна из важнейших заключается в том, что Достоевский – это не просто гениальный писатель, а самобытный русский религиозный философ, воплотивший в своих художественных произведениях оригинальную философскую концепцию мира. Творчество Достоевского «больше», чем искусство, оно претендовало на такое изображение действительности в ее первосущности, которое сравнимо с мифом. Анализ «текущего» в произведениях писателя, по словам Е. Мелетинского, предельно обобщался и был доведен до мировых, космических масштабов, что вело к возрождению в его творчестве архетипов с их мифологически-космическим размахом. Достоеведение давно признало «грандиозность» произведений писателя, сложность жанровой структуры его романов; разработано огромное количество интересных типологических концепций творчества Достоевского: роман-трагедия (Вяч. Иванов), идеологический роман (Б. Энгельгардт), полифонический (М. Бахтин), социально-экспериментальный философский роман (Р. Поддубная), интеллектуально-психологический (Д. Кирай), роман прозрения (А. Ковач) и т.д. Именно сложностью произведений писателя, трудностью ориентации в литературоведческих и философских исследованиях его творчества объясняется выбор учебного материала коллоквиума.
Коллоквиум оказывается той формой работы, которая позволяет одновременно и освоить методику анализа конкретных текстов, и рассмотреть эволюцию творческих принципов писателя на материале отдельных произведений, и проанализировать авторитетные концепции его творчества в целом. Коллоквиум – это не только обучающее, но и контролирующее мероприятие. На коллоквиуме контролируется, во-первых, усвоение сложного лекционного курса, во-вторых, процесс самостоятельной работы студентов в семестре.
Методические указания к коллоквиуму призваны помочь учащимся в изучении научной литературы по творчеству Достоевского, в исследовательской работе над текстами художественных произведений. Указания содержат список теоретических вопросов, рассматриваемых на коллоквиуме, а также списки научных исследований по теме занятия.

При подготовке коллоквиума рассмотрите вопросы, касающиеся поэтики отдельных романов, используя рекомендованную научную литературу.

 


Особенности поэтики романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

1. Герой и позиция автора по отношению к герою.
2. Особенности сюжета. "Состояние колебания и составляет роман" (Достоевский). Фольклорно-мифологический сюжет смерти-воскресения, разворачивающийся в романе не как последовательность, а как одновременность. «Условный» эпилог.
3. Функция "роковых" случайностей в сюжете.
4. "Сюжетная аура". "Событийность" истины у Достоевского (М. Бахтин). Ситуация «несоревнующегося» (А.П. Скафтымов), эмпатического общения. "Общее" и "проникновенное" слово в романе. Идея "почвы", аксиологическая функция и конкретно-художественное выражение мотива «жизни» в романе.
5. Преступление как сюжетная основа романа. Отличие "Преступления и наказания" от традиционных типов романа: авантюрно-детективного, философского, психологического и др. Своеобразие мотива тайны в романе "Преступление и наказание".
6. "Целестремительность" романов Достоевского: герой-тайна как центр романа и его "другой" (К. Мочульский, Н. Бердяев). Сюжетно-композиционная роль диалогов Раскольникова и Порфирия Петровича, Раскольникова и Сони Мармеладовой др.
7. Система двойников в романе. Функции двойничества у Достоевского.
8. Архетипическая основа мотивной структуры романа (мотивы Каина, Иова, договора с дьяволом и др.). Символика романа (камень, арифметика, угол, аршин пространства, паук и пр.). Символы онтологического порога.
9. Пасхальный архетип в романе. Эпизод чтения Евангелия как «романная формула» Достоевского (И. Есаулов). Мотив воскрешения Лазаря в произведении.
10. Мотив сакрального заступничества и чуда в романе. Архетипическая основа образа Сони Мармеладовой.
11. Пространственно-временная организация романа.
12. "Слово" у Достоевского. Концепция М. Бахтина.
13. Раскольников как герой-идеолог.
14. Жанровое своеобразие романа "Преступление и наказание". М. Бахтин о природе полифонического романа Достоевского. Другие типологические концепции романа писателя: роман-трагедия (Вяч.Иванов), идеологический (Б.Энгельгардт), социально-философский (В.Этов) и пр.

Литература

1. Андерсон Р. О визуальной композиции "Преступления и наказания"// Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т.11. С. 89-95.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
3. Ветловская В.Е. Анализ эпического произведения: Логика положений// Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1997. Т.14. С.117-129.
4. Есаулов И.А. Пасхальный архетип в поэтике Достоевского // Евангельский текст в
5. Карасёв Л. О символах Достоевского// Вопросы философии. 1994, № 10. С. 80-122. Или: Карасёв Л. Онтологический взгляд на русскую литературу. М., 1995.
6. Касаткина Т. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С 67-82.
7. Кунильский А.Е. Ценностный анализ литературного произведения (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Петрозаводск, 1988.
8. Меднис Н.Е. Sacra и inferno в художественном пространстве романов Ф.М. Достоевского // Ars interpretandi. Новосибирск, 1997. С. 174-184.
9. Новикова Е. Софийность русской прозы второй половины XIX в.: евангельский текст и художественный контекст. Томск, 1999. С. 92-136.
10. Печерская Т.И. Мотив смерти-воскресения в поэтике сна Ф.М.Достоевского// От сюжета к мотиву. Новосибирск, 1996. С. 140-147.
11. Тамарченко Н.Д. Целостность как проблематика этики и формы в произведениях русской литературы XIX века. Кемерово,1977.
12. Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С. 193-258.
13. Трофимов Е. О логистичности сюжета и образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 167-188.

Дополнительная литература

1. Альтман М.С. Достоевский: По вехам имён. Саратов, 1975.
2. Арбан Д. "Порог" у Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1976. Т.2. С. 19-29.
3. Белов С. В. Роман Достоевского "Преступление и наказание": Комментарий. Л., 1979.
4. Галкин А. Музыкальное мышление Достоевского и лейтмотивность композиции его романов // Достоевский и мировая культура. М., 1994. № 3. С. 65-120.
5. Касаткина Т. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Вопросы литературы. 2003. № 1. С. 176-208.
6. Клейман Р.Я. Лейтмотивная вариативность времени-пространства в поэтике Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1997. Т. 14. С 71-76.
7. Кожинов В. "Преступление и наказание" Достоевского // Три шедевра русской классики. М., 1971.
8. Селезнев Ю. Избранное. М., 1987. С. 218-229; 142-148; 289-291; 322-328. Тамарченко Н.Д. О жанровой структуре "Преступления и наказания" (К вопросу о типе романа у Достоевского) // Проблемы жанра в истории русской и зарубежной литературы. Кемерово, 1976.
9. Тамарченко Н.Д. Случай и необходимость в романе "Преступление и наказание» и «Войне и мире» // Проблемы творчества Ф.М.Достоевского. Поэтика и традиции. Тюмень, 1982. С. 11-24.
10. Тихомиров Б. К осмыслению глубинной перспективы романа "Преступление и наказание"// Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 251-269.
11. Томпсон Д.О. Проблема совести в "Преступлении и наказании"// Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1999. С. 348-362.
12. Фаликова Н.Э. Американские мотивы в поздних романах Ф.М.Достоевского // Новые аспекты в изучении Достоевского. Петрозаводск, 1994. С.199-241.
13. Хоц А.Н. Структурные особенности пространства в прозе Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 51-80.
14. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М., 1967.

 

Христология Ф.Достоевского и роман «Идиот»

1. Эстетические взгляды Ф. Достоевского ("реализм в высшем смысле").
2. Христология Ф. Достоевского (христоцентричность религиозных взглядов писателя).
3. Архетипическая основа сюжета романа (дионисийский миф, миф о распятии Христа и пр.). "Идиот" как "роман распятия и жертвоприношения" (К. Степанян). Евангельские мотивы.
4. Мотив кенозиса в романе. Богословско-философская трактовка этого христологического понятия. Смирение, жертвенность, страдание, "благодатный идиотизм" как условия кенотического преображения личности у Достоевского. Особенности "кенотического" сюжета романа "Идиот" (разные точки зрения).
5. Князь Мышкин как "юродивый герой" (по типологии В.В. Иванова). Семантика имени главного героя. Лексема "князь" в контексте произведений Достоевского.
6. Система персонажей в романе. Герои-двойники.
7. Живописный образ Христа в структуре романа.
8. Жанровое своеобразие романа.
9. Роман «Идиот» в современном литературоведении.

Литература

1. Бурдина И. Живописный образ Христа в структуре романа Ф.М.Достоевского "Идиот" // Достоевский и мировая культура. М., 1998. Альманах. № 10. С.44-53.
2. Ермилова Г. Христология Достоевского // Достоевский и мировая культура. СПб., 1999. Альманах № 13. С. 37-42.
3. Котельников В.А. Кенозис как творческий мотив у Достоевского// Достоевский: Материалы и исследования. СПб.,1996. Т. 13.С. 194-200.
4. Кунильский А.Е. О христианском контексте в романе Ф.М.Достоевского "Идиот" // Евангельский текст в русской литературе ХVIII-ХХ веков. Петрозаводск, 1998. С.391-408.
5. Кунильский А.Е. Принцип "снижения" в поэтике Достоевского (роман "Идиот") // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1983. С.28-52.
6. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974. С.285-315.
7. Натова Н. Метафизический символизм Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. СПб.,1997. Т.14. С.26-45.
8. Роземблюм Л.М. "Красота спасет мир" // Вопросы литературы. 1991 № 11-12. С.142-180.
9. Степанян К.А. К пониманию "реализма в высшем смысле"// Достоевский и мировая культура. М.,1998.Альманах № 10. С.54-64.

Дополнительная литература

1. Буданова Н.Ф. От «общечеловека» к «русскому скитальцу» и «всечеловеку» (Лексические заметки) // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1996. Т. 13. С. 200-212.
2. Ермилова Г. Трагедия «русского Христа», или о «неожиданности окончания» «Идиота» // Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М., 2001. С. 446-461.
3. Иванов В.В. Безобразие красоты. Достоевский и русское юродство. Петрозаводск, 1993.
4. Криницын А.Б. О специфике визуального мира у Достоевского и семантике «видений» в романе «Идиот» // Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М., 2001. С. 170-205.
5. Михнюкевич В.А. Русский фольклор в творчестве Достоевского. Челябинск, 1994. С.115-135.
6. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: Раздумья, проблемы. Иваново, 1999.
7. Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа "Идиот" // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 23-83.

 

Темы сообщений

I.Религиозные взгляды Ф. Достоевского. Достоевский и Евангелие от Иоанна.

Бочаров С.Г. Леонтьев и Достоевский // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.,1996. Т.12. С.162-189. То же: Вопросы литературы. 1994. № 6.
Дудкин В. Достоевский и Евангелие от Иоанна // Евангельский текст в русской литературе ХVIII-ХХ веков. Петрозаводск, 1998. С.337-348.
Звозников А.А. Достоевский и Православие // Евангельский текст в русской литературе ХVIII-ХХ веков. Петрозаводск,1994.С.179-191.
Тихомиров Б.Н. О "христологии" Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 102-121.

II.Эстетические взгляды Ф. Достоевского ("реализм в высшем смысле»).

Гини Д. Русская "фигура" // Евангельский текст в русской литературе ХVIII-ХХ веков. Петрозаводск,1998.С.54-60.
Недзвецкий В. Мистериальное начало в романе Ф.М.Достоевского // Достоевский и мировая культура. М. ,1997. Альманах № 9. С.46-56.
Степанян К. К пониманию "реализма в высшем смысле" // Достоевский и мировая культураМ.,1997. Альманах № 9. С.28-35.
Трофимов Е. Христианская онтологичностъ эстетики Ф.М.Достоевского // Достоевский и мировая культура. М., 1997. Альманах № 8. С.7-30.
Туниманов В.А. Портрет с бородавками ("Бобок") и вопрос о реализме в искусстве // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1997. Т. 14. С. 171-179.

 


Роман Ф.М.Достоевского "Бесы"

1. Литературная судьба романа. "Бесы" как роман-памфлет. Его место в ряду антинигилистических романов XIX века.
2. Смысл названия, эпиграфов.
3. Апокалиптические мотивы. "Бесы" как роман об антихристе и "апостолах" новой веры.
4. Философия нигилизма в романе. Проблема духовного наследия (С. Верховенский и молодое поколение). Тургеневская тема в романе. "Русская трагедия" в понимании писателя. Роман "Бесы" в осмыслении русской религиозной философии.
5. Основной миф в романе "Бесы" (точка зрения В. Иванова).
6. Ставрогин как "лицо трагическое", "явление серьёзное" (Ф. Достоевский). Н. Бердяев о Ставрогине.
7. Двойники Ставрогина в романе. Смысл философского самоубийства Кириллова. Шатов как герой-идеолог. Теория Шигалева-Верховенского. Особенности двойничества в "Бесах".
8. Мотив Матери - сырой земли - Богородицы в романе "Бесы''.
9. "Загадка" Хромоножки (разные концепции). Марья Лебядкина и Ставрогин. Ясновидение юродивой. Символичный смысл наименования Ставрогина "князем". Точка зрения, согласно которой юродивая прозревает только самозванство героя (Н. Ашимбаева и др.). Иная интерпретация: видение Лебядкиной идеальной сущности Ставрогина (В.Михнюкевич и др.).
10. Мистериальное начало романа. Особенности финала.

Литература

1. Бердяев Н. Ставрогин // Наше наследие.1991. № 6. С.76-79. То же: Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994.Т.1.С.177-186.
2. Буданова Н.Ф. О некоторых источниках нравственно-философской проблематики романа «Бесы» // Достоевский. Материалы исследования. СПб., 1997. Т. 14. С. 93-106.
3. Булгаков С. Русская трагедия // Достоевский Ф.М. "Бесы". "Бесы": Антология русской критики. М.,1996. С.489-508. То же: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931гг. М.,1990.С.193-214.
4. Иванов Вяч. Основной миф в романе «Бесы» // Достоевский Ф.М. «Бесы». «Бесы»: Антология русской критики. М., 1996. С. 508-513. То же: Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.,1994. С.306-311.
5. Касаткина Т.А. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века. М.,1996. С.82-93.
6. Михнюкевич В.А. Русский фольклор в художественной системе Ф.М.Достоевского. Челябинск, 1994. С.136-178.
7. Пигин А. В. Роман Ф.М.Достоевского "Бесы" и видение рая и ада // Современные проблемы метода, жанра и поэтики русской литературы. Петрозаводск,1991.С.136-139.
8. Померанц Г. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. М.,1990.
9. Сальвестрони С. Новый Завет в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» // Христианство и русская литература. М., 2002. С. 336-362.
10. Сараскина Л. "Бесы": роман-предупреждение. М.,1990.

Дополнительная литература

1. Ашимбаева Н.Т. Лексема "князь" в контексте произведений Достоевского // Достоевский и мировая культура. СПб.,1997. Альманах № 9. С.57-66.
2. Багно В.Е. Самозванство «апостолов» новой веры (Новозаветные мотивы в «Бесах») // Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994. С. 241-255.
3. Баршт К. "Повесть безвременных лет" (о романе Ф.М.Достоевского "Бесы"). СПб.,1994.
4. Борисова В.В. Национальное и религиозное в творчестве Достоевского (Проблема этноконфессионального единства и многообразия) // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.,1997. Т.14.С.58-70.
5. Евлампиев И.И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия // Вопросы философии. 1998. № 3. С. 18-34.
6. Кантор В.К. Карнавал и бесовщина // Вопросы философии. 1997. № 5. С.44-57.
7. Примечания // Достоевский Ф.М. ПСС: В 30-ти т. Л., 1975. Т. 12. С. 161-274.
8. Телегин С.М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. М., 1995. С. 23-47.

 


Роман Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы"

1. Творческие замыслы Достоевского последних лет и роман "Братья Карамазовы».
2. Архетипические мотивы романа. Метафизический смысл ситуации отцеубийства в "Братьях Карамазовых".
3. Система персонажей. Концепция "соборной личности" (К.Мочульский). Что такое "карамазовщина"?
4. Две философские концепции мира в романе "Братья Карамазовы". Иван Карамазов как герой-идеолог. "Легенда о великом инквизиторе" и её сюжетная роль в романе. Коллизия Иван - Смердяков. Роль диалогов героев в сюжете.
5. Сюжетная роль "Русского инока" в романе. Русский космизм, софиология и "Братья Карамазовы". Проблема "положительно прекрасного человека" в последнем романе Достоевского. Старец Зосима - Алёша. Житийные традиции в "Братьях Карамазовых".
6. Два суда в романе ("церковный суд" в келье старца Зосимы и юридический суд над Дмитрием в финале); их сюжетно-композиционная соотнесённость; роль, которую они играют в создании "смыслового единства романа" (Г.Щенников). Статья Ивана о церковном суде в структуре произведения.
7. Поэтика названия романа. Смысл эпиграфа. Сюжетно-композиционная соотнесённость названия, эпиграфа и финала романа.
8. Жанровое своеобразие последнего романа Достоевского.

Литература

1. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
2. Ветловская В. Поэтика романа Достоевского "Братья Карамазовы". Л.,1977
3. Ветловская В.Е. Литературные и фольклорные источники "Братьев Карамазовых» (Житие Алексея человека божия и духовный стих о нём) // Достоевский и русские писатели. М., 1971. С. 325-354.
4. Ветловская В.Е. Творчество Достоевского в свете литературных и фольклорных параллелей. "Строительная жертва" // Миф. Фольклор. Литература. Л., 1978, С.81-113.
5. Карсавин Л. Фёдор Павлович Карамазов как идеолог любви // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. М., 1990 С.264-277.
6. О Великом инквизиторе: Достоевский и последующие. Леонтьев, Соловьёв, Розанов, Булгаков, Бердяев, Франк. М., 1991.
7. Пономарёва Г.Г. Житийный круг Ивана Карамазова// Достоевский: Материалы и исследования. Л.,1991. Т. 9. С. 144-164.
8. Тарасов Ф. К вопросу о евангельских основаниях "Братьев Карамазовых"// Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 330-342.
9. Шатин Ю.В. Архетипические мотивы и их трансформация в новой русской литературе // "Вечные" сюжеты русской литературы. Новосибирск,1996. С. 29-41.
10. Щенников Г.К. Мысль национальная в романе "Братья Карамазовы" и функции повествования в сценах двух судов // Достоевский: Материалы и исследования. СПб..1997. Т.14. С.164-170.

Дополнительная литература

1. Буланов А.М. Статья Ивана Карамазова о церковно-общественном суде в идейно-художественной структуре последнего романа Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.,1996. Т. 12. С. 125-136.
2. Бэлнеп Р. Структура «Братьев Карамазовых». СПб., 1997.
3. Гачева А. Новые материалы к истории знакомства Ф.М.Достоевского с идеями Н.Ф. Федорова // Достоевский и мировая культура. СПб., 1999. Альманах № 13. С. 205-232.
4. Егоренкова Г.П. Поэтика сюжетной ауры в романе "Братья Карамазовы"// Филологические науки. 1971. № 5. С. 27-40.
5. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С.117-134.
6. Ефимова Н. Мотив библейского Иова в "Братьях Карамазовых"// Достоевский Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 122-131.
7. Кантор В. Роман Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы". М., 1983.
8. Левина Л.А. "Новый Иов" в творчестве Достоевского и в русской литературе XX века // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. С. 204-220.
9. Мочульский К. Гоголь, Соловьёв, Достоевский. М.,1993.
10. Пономарёва Г.Б. "Житие великого грешника": структура и жанр // Исследования по поэтике и стилистике. Л., 1972, С.66-86.
11. Семёнова С.Г. "Высшая идея существования" у Достоевского // Вопросы литературы.1988. № 11. С.166-195.



 



Кафедра русской литературы и фольклора © 2003
Разрешено использование любых наших материалов в сети Интернет при установке ссылки на наш сайт