поиск
    

 
 

История русской литературы XIX века (третья треть)
составитель - О.В.Пичугина

Тематика рефератов

Тема № 1
Функции снов в романах Ф.М. Достоевского

1. Вудфорд М. Сновидения в мире Достоевского // Достоевский и мировая культура. № 12. М.,1999. Альманах. С. 135 – 144.
2. Захаров В.Н. Концепция фантастического в эстетике Достоевского // Художественный образ и историческое сознание. Петрозаводск, 1974. С.98 – 126.
3. Касаткина Т. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Вопросы литературы. 2003. № 1. С. 176-208.
4. Печерская Т.И. Мотив смерти-воскресения в поэтике сна Ф.М. Достоевского // От сюжета к мотиву. Новосибирск, 1996. С. 140-147.
5. Чернова Н.В. Сон господина Прохарчина. Фантастическая реальность // Достоевский и мировая культура. СПб., 1996. Альманах № 6. С. 34-61.
6. Щенников Г.К. Функции снов в романах Достоевского // Ученые записки Уральского гос. ун-та. 1970. № 99. Вып. 16.

Тема № 2
Роман Ф. М. Достоевского «Подросток»: темы воспитания и идеала

1. Башкиров Д.Л. «Что такое человек, как подумаешь о нём?» (Главная тема русской литературы и роман Ф.М. Достоевского «Подросток») // Достоевский и современность: Материалы XII Международных Старорусских чтений 1997 года. Старая Русса, 1998. С. 3 – 12.
2. Бертнес Ю. «Христос-Отец»: к проблеме противопоставления отца кровного и отца законного в «Подростке» Достоевского // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1998. С. 409-415.
3. Власкин А.П. От Макар Долгорукого до Григория Кутузова (Достоевский о народной религиозной культуре) // Индивидуальное и типологическое в литературном процессе. Магнитогорск, 1994. С. 57-67.
4. Галаган Г.Я. Проблема «лучший людей» в наследии Ф.М. Достоевского (1873 – 1876) // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1996. Т. 12. С. 99-107.
5. Долинин А.С. Последние романы Достоевского. М.-Л., 1963.
6. Кийко Е.И. Русский тип «всемирного боления за всех» в «Подростке»: По материалам чернового автографа // Русская литература. 1975. № 1. С.155 – 161.
7. Лунде И. От идеи к идеалу – об одном символе в романе Достоевского «Подросток» // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1998. С. 416-423.
8. Примечания // Достоевский Ф.М. ПСС.: В 30-ти т. Л., 1976. Т. 17. С. 256-362.
9. Семенов Е.И. Роман Достоевского «Подросток»: Проблематика и жанр. Л., 1979.
10. Степанян К. Роман – покаяние (почему «Подросток» написан от первого лица?) // Достоевский и современность. Новгород, 1991. Ч. 1. С. 157 – 171.
11. Сыроватко Л.В. «Потрясающее впечатление»: Макар Иванов»// Достоевский и современность. Новгород, 1995. С. 167 – 172.
12. Сыроватко Л.В. Символика времени в романе «Подросток» // Достоевский и мировая культура. М., 1999. Альманах. № 10. С. 107 – 115.
13. Туниманов В.А. Достоевский и Некрасов // Достоевский и его время. Л., 1971. С. 33-66.


Тема № 3
Поэтика «Кроткой» Ф.М. Достоевского

1. Бекедин П.В. Повесть «Кроткая» (к истолкованию образа мертвого солнца) // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1987. Т. 7. С. 102 –124.
2. Михновец Н.Г. «Кроткая»: литературный и музыкальный контекст // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1996. Т. 13. С. 143 – 167.
3. Пис Р. «Кроткая» Достоевского: ряд воспоминаний, ведущих к правде // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1997. Т. 14. С. 187 – 194.
4. Поддубная Р. Герой и его литературное развитие (Отражение «Выстрела» Пушкина в творчестве Достоевского) // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1978. Т. 3. С. 54 – 66.
5. Полоцкая Э.А. Литературные мотивы в рассказе Достоевского «Кроткая» // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 259 – 267.

Тема № 4
Легенда о Великом Инквизиторе и ее сюжетная роль в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

1. Аверинцев С. Точка зрения адвоката дьявола // Искусство кино. 1994. № 4. С. 3-6.
2. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. М., 1995. Т. 2.
3. Бибихин В. Две легенды, одно видение: инквизитор и антихрист // Искусство кино. 1994. № 4. С. 6-11.
4. Ветловская В. Поэтика романа Достоевского «Братья Карамазовы». Л., 1977.
5. Долинин А.С. Достоевский и другие. Л., 1989.
6. Багно В.Е. К источникам поэмы «Великий инквизитор» // Достоевский. Новые материалы и исследования. Л., 1985. Вып. 6.
7. Дудкин В.В. Великий Инквизитор Достоевского и Жрец Ницше // Достоевский и мировая культура. СПб., 1994. Альманах № 2. С. 127-150.
8. Зверева Т. Сюжет – архетип романа Достоевского «Братья Карамазовы» // Проблема автора в художественной литературе. Ижевск, 1993. С. 125 – 132.
9. Кантор В. Роман Достоевского «Братья Карамазовы». М., 1983.
10. Лаут Р. К вопросу о генезисе «Легенды о Великом Инквизиторе» // Вопросы философии. 1990. № 1. С. 70-76.
11. О Великом Инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1991.
12. Пономарева Г.Б. Житийный круг Ивана Карамазова // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1991. Т. 9. С. 144-164.
13. Розанов В. Мысли о литературе. М., 1989.
14. Сараскина Л. Поэма о Великом Инквизиторе как философско-литературная импровизация на заданную тему // Достоевский в конце XX в. М., 1996. С. 270-288.
15. Седакова О. Притча и русский роман // Искусство кино. 1994. № 4. С. 11-17.
16. Сузи В.Н. Тютчевское в поэме Ивана Карамазова «Великий Инквизитор» // Новые аспекты в изучении Достоевского. Петрозаводск, 1994. С. 171-192.
17. Тихомиров Б. Христос и истина в поэме Ивана Карамазова «Великий инквизитор» // Достоевский и мировая культура. СПб., 1999. Альманах № 13. С. 147-177.
18. Фокин П.Е. Поэма «Великий Инквизитор» и футурология Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1996. Т. 12. С. 190-200.
19. Яннара Х. Великий инквизитор и религиизация церкви // Искусство кино. 1994. № 4. С. 17-19.


Тема № 5
Древнерусские источники романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Житийные традиции


1. Бузина Т. Мотивы духовных стихов в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» // Достоевский и мировая культура. СПб., 1996. Альманах. № 6. С. 62-78.
2. Ветловская В.Е. Апокриф «Хождение Богородицы по мукам» в «Братьях Карамазовых» Достоевского // Достоевский и мировая культура. СПб., 1998. Альманах № 11. С. 35-47.
3. Ветловская В.Е. Достоевский и поэтический мир древней Руси (Литературные и фольклорные источники «Братьев Карамазовых») // Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1974. Т. 28. С. 296-307.
4. Ветловская В.Е. Литературные и фольклорные источники «Братьев Карамазовых» (Житие Алексея человека Божия и духовный стих о нем) // Достоевский и русские писатели. Традиции. Новаторство. Мастерство. М., 1971. С. 325-354.
5. Есаулов И.А. Идеи права и благодати в поэтике Достоевского // Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 117-134.
6. Комментарии // Достоевский Ф.М. ПСС: В 30-ти т. Л., 1976. Т. 15. С. 474-480.
7. Кусков В.В. Мотивы древнерусской литературы в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» // Вестник МГУ. Серия 10: Филология. 1971. № 5. С. 22-28.
8. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX в. (Истоки и эстетическое своеобразие). Л., 1974. С. 313-315.
9. Пигин А.В. К вопросу о древнерусских источниках романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» // Новые аспекты в изучении Достоевского. Петрозаводск, 1994. С. 193-198.
10. Пономарева Г.Б. «Житие великого грешника»: структура и жанр // Исследования по поэтике и стилистике. Л., 1972. С. 66-86.
11. Пономарева Г.Б. Житийный круг Ивана Карамазова // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1991. Т. 9. С. 144-166.
12. Пономарева Г.Б. Одно написанное житие Ф.М.Достоевского // Русская литература XIX в. и христианство. М., 1997. С. 91-96.


Тема № 6
Понятие «мир» в художественной системе романа Л.Толстого «Война и мир»

1. Билинкис Я.С. О творчестве Л.Н.Толстого. Л., 1959. С. 195-279.
2. Бочаров С.Г. «Мир» в «Войне и мире» // Толстой и наше время. М., 1978. С. 86-105.
3. Бочаров С.Г. Роман Л.Толстого «Война и мир». Изд. 3-е. М., 1978.
4. Галаган Г.Я. Л.Н.Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981. С. 93-99.
5. Дунаев М.М. Православие и русская литература. Ч. IV. М., 1998. С. 45-47, 212-217.
6. Есаулов И.А. Идея соборности в романе Толстого «Война и мир» // Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 83-116.
7. Зайденшнур Э.Е. «Война и мир» Л.Н.Толстого. Создание великой книги. М., 1966. С. 66-70.
8. Лепахин В. Икона в русской художественной литературе. Икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы. М., 2002. С. 353-374.


Тема №7
Фантастическое в творчестве Н.С.Лескова. Традиции жанра видения в произведениях писателя («Справедливый человек. Полунощное видение», «Белый орел»)

1. Гуревич А.Я. Западноевропейские видения потустороннего мира и «реализм» средних веков // Труды по знаковым системам. Тарту, 1977. Вып. VIII.
2. Евдокимова О.В. Еще раз о том, как Н.С. Лесков оценивает своих героев («Справедливый человек. Полунощное видение») // Русская литература. 1997. № 1. С. 149-159.
3. Пантин В.О. Морфология одной новеллы Лескова («Белый орел») // Русская литература. 1994. № 3. С. 64 – 79.
4. Поддубная Р.Н. О фантастическом в рассказе Н.С. Лескова «Белый орел» // Творчество Н.С. Лескова. Курск, 1986. С. 20 – 48.
5. Прокофьев Н.И. Видение как жанр в древнерусской литературе // Вопросы стиля художественной литературы. М., 1964. / Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. Т. 231.
6. Тюхова Е.В. К вопросу о «фантастическом реализме» Лескова (рассказ «Белый орел») // Эстетика и метод. Свердловск, 1987. С. 64 - 72.


Тема № 8
«Полемический» роман Н.С. Лескова («Некуда», «На ножах»).
Н.С. Лесков и Ф.М. Достоевский

1. Поддубная Р. «Удивительная судьба этого Стебницкого…» («На ножах» в творческой истории «Бесов», странники Лескова и Достоевского) // Достоевский и мировая культура. М., 1998. Альманах № 10. С. 162-179.
2. Старыгина Н.Н. Демонические знаки в антинигилистическом романе как выражение авторской ценностно-мировоззренческой позиции // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1998. С. 203-221.
3. Старыгина Н.Н. Добро и красота в художественной структуре романа Н.С.Лескова «На ножах» // Тезисы докладов межвуз. науч. конференции, посвященной 160-летию со дня рождения Н.С. Лескова. Орел, 1991. С. 10-12.
4. Старыгина Н.Н. Евангельский фон (смысловой и стилистический) в романе Н.С. Лескова «На ножах» // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1994. С. 222-230.
5. Старыгина Н.Н. Художественное воплощение концепции человека в русском «полемическом» романе // Жанр и стиль литературного произведения: Межвуз. сборник науч. трудов. Йошкар-Ола, 1994. С. 50-58.
6. Старыгина Н.Н., Шенцева М.И. Идеальное и идеализация в романе Н.С. Лескова «На ножах» // Творчество Н.С. Лескова в контексте русской и мировой литературы: Материалы международной научно-теоретической конференции, посвященной 100-летию со дня смерти писателя. Орел, 1995. С. 24-26.
7. Телегин С.М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. М., 1995. С. 23-47.


Тема № 9
Чехов и Художественный театр. Режиссерские партитуры К. Станиславского

1. История русского драматического театра: В 7 т. М., 1980 – 1982. Т. 5 – 6.
2. Очерки истории русской театральной критики: конец Х1Х – начало ХХ века. Л., 1979.
3. Строева М.Н. Чехов и художественный театр. М., 1955.
4. Соловьева И. Художник в нецельном мире // Режиссерские экземпляры К. Станиславского: В 6 т. М., 1981. Т. 2.
См. также литературу в тематических разделах.



 



Кафедра русской литературы и фольклора © 2003
Разрешено использование любых наших материалов в сети Интернет при установке ссылки на наш сайт