поиск
    

 
 

История русской литературы XIX века (третья треть)
составитель - О.В.Пичугина

Тематика, планы контрольных работ, список научной литературы для их выполнения, методические рекомендации

Тема № 1
"Записки из подполья" - пролог к зрелому творчеству Ф.М.Достоевского

"Записки из подполья" в творческой эволюции писателя. Своеобразие изображения героя в повести Достоевского. М.Бахтин о "слове" героя. Особый характер монолога как организующее начало в повествовании. Образ "другого" в повести. "Человек из подполья" как особый тип героя в творчестве Достоевского. Образ-символ "подполья" в повести. "Парадоксалист" как герой-идеолог. Философская проблематика повести. «Записки из подполья» – «проблемное введение» в «пятикнижие» Достоевского (В. Недзвецкий). Реминисценции в повести /Гоголь, Гончаров, Тургенев, Чернышевский, Некрасов/. Особенности жанра "Записок из подполья". Традиции религиозной исповеди, покаянного псалма в повести Достоевского.

Литература

1. Артемьева Т.В. Контрапункт в повести Достоевского "Записки из подполья" (К вопросу о художественном методе) // Из истории русской и зарубежной литературы ХI-ХХ вв. Кемерово, 1973. С.92-105.
2. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
3. Захаров В.Н. Мотив свободы в сюжете «Записок из подполья» Ф.М. Достоевского //
Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1989. С. 107-110.
4. Живолупова Н.В. Внутренняя форма покаянного псалма в структуре исповеди антигероя Достоевского // Достоевский и мировая культура. М.,1998. № 10. С. 99-106.
5. Живолупова Н.В. Традиции исповедальной прозы Ф.М.Достоевского в творчестве В.Набокова («Отчаяние», «Лолита») // Достоевский и современность. Новгород, 1991. Ч. 2. С. 59-68.
6. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского. М.,1985. С.101-112.
7. Кирпотин В. Достоевский в 60-е годы. М.,1966.
8. Мочульский К.В. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. М.,1995.С.338-347.
9. Назиров Р. Об этической проблематике повести "Записки из подполья"//Достоевский и его время. Л.,1971.
10. Назиров Р.Г. Творческие принципы Ф.М.Достоевского. Саратов, 1982. С. 52-69.
11. Одиноков В. Об одной литературной реминисценции в "Записках из подполья"//Достоевский. Материалы и исследования. Л. 1976. Т.2. С.82-87.
12.Печерская Т.И. О культурно-типологической модели в произведениях Ф.М.Достоевского
("Записки из подполья") // Художественное целое как предмет типологического анализа.
Кемерово, 1981. С. 44-52.
13.Скафтымов А. "Записки из подполья" среди публицистики Достоевского // Скафты-
мов А. Нравственные искания русских писателей. М.,1972. С. 88-133.
14.Соловьев С. Изобразительные средства в творчестве Достоевского. М.,1979.
15. Туниманов В. Творчество Достоевского. 1854-1862. Л.,1980. С.269-283.
16. Шестов Л. Преодоление самоочевидностей // Шестов Л. Сочинения: В 2-х т. М.,1993. Т.2. С. 25-97.

 


Тема № 2
Эпизоды чтения Евангелия в структуре романов Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»

Эпизод чтения Евангелия как романная «формула» «Преступления и наказания» (И.Есаулов). Проявление пасхального архетипа в данном фрагменте текста. Изображение писателем своего рода «литургического действа», по отношению к которому можно занять позицию внутренне причастную или внешнюю (Свидригайлов). Евангельский текст в структуре фрагмента. Введение и бытование евангельского текста в романе (монолог Мармеладова, диалог Раскольникова и Порфирия Петровича, чтение Евангелия). Софийные функции посредничества героинь по имени Софья в эпизодах чтения Евангелия. Мотив чуда и его связь с мотивом чтения Евангелия. Хронотоп сцен чтения Евангелия.

Литература

1. Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. М., 1984.
2. Есаулов И.А. Пасхальный архетип в поэтике Достоевского// Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1998. С. 349-362.
3. Касаткина Т. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 67-136.
4. Новикова Е. Софийность русской прозы второй половины XIX века: евангельский текст и художественный контекст. Томск, 1999. С. 92-144, 3-23.
5. Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В.Н. Мир. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С. 193-258.
6. Трофимов Е.А. О логистичности сюжета и образов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 167-188.
7. Трофимов Е.А. Христианская онтологичность эстетики Ф.М. Достоевского // Достоевский и мировая культура. М., 1997. Альманах № 8. С. 7-30.
8. Хоц А.М. Структурные особенности пространства в прозе Достоевского // Достоевский. Материалы исследования. СПб., 1994. Т. 1. С. 51-80.

 


Тема № 3
Ономапоэтика Ф.М.Достоевского: основные принципы

Связь структуры романа Достоевского с архаическими схемами мифологического мышления. Текст писателя как развертывание заключенных в имени главных героев смыслов: в имени героя «скрыт» генерирующий миф, «герой делает только то, что семантически сам означает» (О.М.Фрейденберг). Аллюзивная и концептуальная значимость этимологии конкретных имен собственных в творчестве Достоевского («текст» Петра, «текст» Софьи и др.). Особенности ономатологии писателя: многообразие мотивировок выбора имени (автобиогафические, культурно-исторические, символические, фонетические и пр.), изменение границ между именем собственным и нарицательным и замена имени собственного именем нарицательным (князь, идиот), концептуальная важность сочетания имени, отчества, фамилии и др.

Литература

1. Альтман М.С. Достоевский: по вехам имен. Саратов, 1975.
2. Ашимбаева Н. Лексема «князь» в контексте произведений Достоевского // Достоевский и мировая культура. М., 1997. Альманах № 9. С. 57-66.
3. Белов С.В. Имена и фамилии у Ф.М.Достоевского // Русская речь, 1976. № 5. С. 27-31.
4. Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. М., 1984.
5. Беляев В.В. Имя «Грушенька» в «Братьях Карамазовых» как антропоним // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1992. Т. 10.
6. Бершадская С.А. Ономапоэтика Ф.М.Достоевского // Культура и текст. СПб., Барнаул, 1997. Вып.1: Литературоведение. Ч. 2. С. 13-14.
7. Булгаков С. Философия имени. М., 1977.
8. Ветловская В.Е. Литературные и фольклорные источники «Братьев Карамазовых» (Житие Алексея человека божия и духовный стих о нем) // Достоевский и русские писатели. М., 1971. С. 325-354.
9. Ветловская В.Е. Ф.М. Достоевский // Русская литература и фольклор (вторая половина XIX века). Л., 1982. С. 12-75.
10. Владимирцев В.П. Животные в поэтологии Достоевского: народно-христианское бестиарное предание // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1998. С. 311-320.
11. Владимирцев В.П. Опыт фольклорно-этнографического комментария к роману «Бедные люди» // Достоевский. Материалы и исследования. М., 1983. Т.5. С. 74-89.
12. Дилакторская О.Г. О значении фамилии «Ферфичкин» в «Записках из подполья» Ф.М.Достоевского // Русская речь. 1998. № 1. С. 11-14.
13. Дилакторская О.Г. Почему Голядкина зовут «Яков Петрович»? // Русская речь. 1998. № 2. С. 111-115.
14. Дуганов Р.В. Гоголь – Достоевский – Блок в перспективе «русского мифа» // Российский литературоведческий журнал. 1994. № 5-6. С. 39-54.
15. Касаткина Т. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 67-136.
16. Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1990.
17. Мароши В.В. Имя автора (историко-типологические аспекты экспрессивности). Новосибирск, 2000.
18. Моисеева Н.И. Отечественная православная традиция психолого-характерологического значения имен в романе «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского и книге «Имена» Павла Флоренского // Достоевский и мировая культура. М., 1997. Альманах № 9. С. 113-125.
19. Степанян К.К. К пониманию реализма в высшем смысле (на примере романа «Идиот») // Достоевский и мировая культура. М., 1998. Альманах № 10. С. 54-64.
20. Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. М., 1998.
21. Топоров В.Н. Имена // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. М., 1991. Т. 1. С.508-510.
22. Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С. 193-258.
23. Унбегаун Б.О. Русские фамилии. М., 1982.
24. Успенский Б.А. Поэтика композиции // Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995. С. 193-204.
25. Успенский Б.А., Лотман Ю.М. Миф – имя – культура // Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1994. Т.1. С. 298-319.
26. Флоренский П. Имена. Кострома, 1993.

 


Тема № 4
«Текст Софьи» и «текст Марии» в пятикнижии Ф.М.Достоевского

Понятие софийности в мифологии и христианстве. Важная роль концепции софийности в развитии русского религиозно-философского сознания. Позднесофиологические попытки понимания Земли как Софии и народнорелигиозный культ Богородицы – земли. Единство всеобъемлющего материнского начала жизни (Богородица-земля-кровная мать) в религиозно-нравственных представлениях народа. «Софийный комплекс» в творчестве Ф.М.Достоевского Культурно-историческая концепция «почвы». «Текст Софьи» в пятикнижии. Софийная основа образа главной героини романа «Преступление и наказание». Софиологические попытки понимания Земли как Софии, девы Марии и связь образов героинь Достоевского с культом Матери – Земли. Мотив разрыва связи с Землей, исповеди Земле, братства, братания. Преображение героев как постижение софийной красоты земли, ее возрождающей сущности. Софья как персонаж с функцией сакрального посредничества. Мотив чтения Евангелия в «Бесах», «Подростке». Принцип «снижения» в художественной системе Достоевского (А.Е.Кунильский) как проявление «софийного комплекса», идеи кенозиса. Богородичные мотивы романов писателя.

Литература

1. Аверинцев С.С. Мария // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. М., 1992. Т. 2. С. 111-116.
2. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: В 2-х т. М.-СПб., 1999. Т. 2.
3. Иванов Вяч. И. Основной миф в романе «Бесы» // Ф.М.Достоевский. «Бесы»: Антология русской критики. М., 1996. С. 508-513.
4. Касаткина Т.А. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 67-136.
5. Кунильский А.Е. Ценностный анализ литературного произведения (Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»). Петрозаводск, 1988.
6. Михнюкевич В.А. Русский фольклор в художественной системе Ф.М.Достоевского. Челябинск, 1994.
7. Новикова Е. Софийность русской прозы второй половины XIX века: евангельский текст и художественный контекст. Томск, 1999. С. 92-144, 3-23.
8. Сараскина Л.И. «Бесы»: роман – предупреждение. М., 1990. С. 130-158.
9. София // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. М., 1992. Т. 2. С. 464-465.
10. Топорков А.Л. Земля // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 192-193.
11. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре: В 2-х т. М., 1995. Т. 1.
12. Фарафонова О.А. Мотив земли в художественной структуре романа Достоевского «Братья Карамазовы» // Молодая филология. Новосибирск, 1998. Выпуск 2. С. 123-134.
13. Федотов Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М., 1991. С. 65-78.
14. Ходанен Л.А. Миф в творчестве русских романтиков. Томск, 2000.
15. Черненко Т.Ю. Мифологические основы образа Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» // Религиозные и мифологические тенденции в русской литературе XIX в. М., 1997. С. 137-140.
16. Шипфлингер Т. Софья – Мария. Целостный образ творения. М., 1993.

 


Тема № 5
Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» как «петербургский текст»

Петербургский миф и историософские взгляды Достоеского. Эволюция представлений писателя о Петре I, о петербургском периоде русской истории. «Петербургский текст» русской литературы и особая роль в его создании произведений великого писателя. Петербург как особый объект художественного постижения в романе «Преступление и наказание»: центр зла и в то же время «место, где национальное самосознание достигло того предела, за которым открываются новые горизонты жизни» (В.Топоров). Другие «сверхэмпирические высшие смыслы» «петербургского текста» Достоевского. Эсхатологические и апокалиптические мотивы романа. Мотивы воды и камня, рая и ада, театра и маскарада, безумия и миражности, двойничества и самозванства. Символическая топография Петербурга Достоевского. Пространственные оппозиции. Петербург как Некрополис, порождающий метафизический ужас и «ужас жизни». Петербург как «Питинбрюх» (связь «Преступления и наказания» с первоначальными замыслами романа «Пьяненькие»).

Литература

1. Альми И.Л. О романтическом “пласте” в романе “Преступление и наказание”// Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1991. Т. 9. С. 66-75.
2. Андерсон Р. О визуальной композиции «Преступления и наказания» // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 89-95.
3. Анциферов Н.П. «Непостижимый город …». Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина. СПб., 1991.
4. Архипова А.В. Достоевский и Карамзин // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1983. Т. 5. С. 101-112.
5. Виролайнен М. Камень – Петр и финский гранит // Ars interpretandi. Новосибирск, 1997. С. 145-158.
6. Виролайнен М.Н. Структура культурного космоса русской истории // Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994. С. 9-57.
7. Гальперина Р.Г. Петербургские мосты Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1996. Т. 13. С. 222-226.
8. Долгополов Л.К. Миф о Петербурге и его преобразование в начале века // Долгополов Л.К. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX – начала XX века. Л., 1985.
9. Живов В.М., Успенский Б.А. Царь и Бог: Семиотические аспекты сакрализации монарха в России // Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1997. или: Художественный язык средневековья. М., 1982.
10. Кайгородов В.И. Об историзме Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1980. Т. 4. С. 27-40.
11. Карасев Л.В. О символах Достоевского // Вопросы философии. М., 1994. № 10. С. 90-111.
12. Касаткина Т.А. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” // Вопросы литературы. М., 2003. № 1. С. 176-208.
13. Касаткина Т.А. Категория пространства в восприятии личности трагической мироориентации (Раскольников) // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 81-88.
14. Кийко Е.Н. Белинский и Достоевский о книге Кюстина «Россия в 1839 году» // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1974. Т. 1. С. 189-200.
15. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974. С. 285-291.
16. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Лотман Ю.М. Избр. статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 2. С. 9-21.
17. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Отзвуки концепции «Москва – третий Рим» в идеологии Петра I (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) // Художественный язык средневековья. М., 1982.
18. Меднис Н.Е. Sacra и inferno в художественном пространстве романов Ф.М.Достоевского // Ars interpretandi. Новосибирск, 1997. С. 174-184.
19. Меднис Н.Е. Мотив воды в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» // Роль традиции в литературной жизни эпохи. Сюжеты и мотивы. Новосибирск, 1995. С. 79-89.
20. Назиров Р.Г. Реминисценция и парафраза в «Преступлении и наказании» // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1976. Т. 2. С. 88-95.
21. Поддубная Р.Н. Двойничество и самозванство // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 28-40.
22. Тихомирв Б.Н. Из наблюдений над романом «Преступление и наказание» // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1996 Т. 13. С. 232-246.
23. Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С. 193-258.
24. Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С. 259-367.
25. Трофимов Е.А. О логистичности сюжета и образов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 167-188.
26. Успенский Б.А. Царь и самозванец: самозванчество в России как культурно-исторический феномен // Художественный язык средневековья. М., 1982. С. 201-230.
27. Ясенский С.Ю. О некоторых особенностях литературного и культурологического контекста романа «Преступление и наказания» // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 2000. Т.15. С. 372-381.

 


Тема № 6
Поэтика образов «праведников» в поздних романах Ф.М. Достоевского. Старец Зосима и его прототипы

Старчество в изображении Достоевского. «Идеальный христианин» писателя и выработанный многовековой аскетической традицией образ идеального подвижника (Достоевский о герое: «… не только как идеал справедливо, но и как действительность справедливо»). Прообразы старца Зосимы: Тихон Задонский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский и др. «Русский инок» и «Pater Seraphicus» (Францизск Ассизский): притяжения и отталкивания. Особенности восточно-христианского монашества, традиции внутреннего уподобления Христу, «труженичества во Христе» в понимании писателя. Религиозная идея «схождения ума в сердце» и «Царства Божия внутри нас» как ключевая для постижения смысла центральных мотивов романов «Братья Карамазовы». Поэтика образов «праведников» в поздних романах писателя. «Юродивый герой» Достоевского.

Литература

1. Альми И.Л. Поэтика образов праведников в поздних романах Достоевского (Пафос умиления и характер его воплощения в фигурах странника Макара и старца Зосимы) // Достоевский. Материалы исследования. СПб., 2000. Т. 15. С. 264-272.
2. Альтман М.С. Достоевский: По вехам имен. Саратов, 1975.
3. Беловолов (Украинский) Г.В. Стариц Зосима и епископ Игнатий Брянчанинов // Достоевский. Материалы исследования. Л., 1991. Т. 9. С. 167-178.
4. Буданова Н.Ф. Достоевский и преподобный Сергий Радонежский // Достоевский. Материалы исследования. СПб., 1997. Т. 14. С. 195-201.
5. Ветловская В.Е. Pater Seraphicus // Достоевский. Материалы исследования. Л., 1983. Т. 5. С. 163-178.
6. Власкин А.П. Творчества Ф.М. Достоевского и народная религиозная культура. Магнитогорск, 1994.
7. Горичева Т.М. О кенозисе русской литературы // Христианская и русская литература. СПб., 1994. С. 50-88.
8. Есаулов И.А. Юродство и шутовство в русской литературе // Литературное обозрение. 1998. № 3. С. 108-112.
9. Иванов В.В. Исихазм и поэтика косноязычия у Достоевского // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX в. Петрозаводск, 1998. С. 321-327.
10. Иванов В.В. Юродивый герой в диалоге иерархий Достоевского // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX в. Петрозаводск, 1994.
11. Котельников В.А. Православная аскетика и русская литература (На пути к Оптиной). СПб., 1994.
12. Криволапов В.Н. Старец Зосима и Серафим Саровский // Русская литература и культура нового времени. СПб., 1994. С. 133-155.
13. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М., 1996.
14. Преподобный Иустин (Попович). Достоевский о Европе и славянстве. М.-СПб., 2002. С. 113-169.
15. Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. СПб., 2001.
16. Священник Геннадий (Беловолов). Оптинские предания о Достоевском // Достоевский. Материалы исследования. СПб., 1997. Т. 14. С. 301-312.
17. Тихомиров Б.Н. Иеромонах Аникита (в миру князь С.А. Ширинский-Шихматов) в творческих замыслах Достоевского // Достоевский. Материалы исследования. СПб., 1997. Т. 14. С. 202-215.
18. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре: В 2 т. М.., 1995-1998.
19. Успенский Б.А. Антиповедение в культуре древней Руси // Успенский Б.А. Избранные труды. М., 1994. Т. 1. С. 320-332.
20. Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 2003.
21. Фудель С.И. Наследство Достоевского. М., 1998.

 


Тема № 7
Раннее творчество Л.Н. Толстого (трилогия, «Севастопольские рассказы», «Казаки»). Подступы к эпическому полотну

Формирование нравственно-эстетических представлений «раннего» Толстого. Идея «нравственного совершенствования» как узловая проблема духовных и творческих поисков начинающего писателя (философские наброски, дневники, первые художественные замыслы). Влияние дневника на художественную структуру «Истории вчерашнего дня», «Детства» (диалектика перехода этического опыта в эстетический). Направления переработки первой редакции «Детства». Жанровое своеобразие трилогии. «Детское сознание» как универсальная художественная категория в толстовском творчестве.
«Севастопольские рассказы» как художественный цикл. Циклообразующие факторы «Севастопольских рассказов». Своеобразие жанра военного очерка в творчестве Толстого. «Севастополь в декабре месяце» как очерк с лирическими элементами. Образ автора. «Севастополь в мае» как рассказ. Ситуация человека на пороге смерти. «Севастополь в августе 1855г.» как повесть с элементами романтического повествования. Столкновение двух точек зрения на войну в судьбах братьев Козельцовых. Статья Н. Чернышевского о художественных принципах Л.Толстого («Современник», 1856).
«Казаки» как попытка создания Толстым эпического полотна. Поэтика названия. Своеобразие темы ухода героя из светского общества в мир «дикой природы» в повести «Казаки». Литературный контекст темы (Купер, Пушкин, Лермонтов и др.). Особенности сюжета и композиции повести. Поиски героем идеального мира. Идея самосовершенствования личности в духовных исканиях «героя пути». Смысл финала повести. Художественное своеобразие раннего творчества писателя.

Литература

1. Билинкис Я.С. Новаторство Л.Н.Толстого в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»: Лекция в спецкурсе по творчеству Л.Н.Толстого. Л., 1973.
2. Бурнашева Н.И. Жанровое своеобразие «Севастопольских рассказов». Л.Н.Толстого // Проблемы художественного метода и жанра в истории русской литературы XVIII-ХIХ вв. М., 1978. С.87-104.
3. Бурсов Б. Л. Толстой: Идейные искания и творческий метод. 1847-1862, М., 1960.
4. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л.,1981.
5. Галаган Г.Я. Этические и эстетические искания молодого Л. Толстого // Русская литература. 1974. № 1. С.136-149.
6. Гей Н.К. Из художественного опыта Л.Н. Толстого (Некоторые аспекты жанро- и стилеобразования) // Толстой и наше время. М., 1978. С. 65-85.
7. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977.
8. Лебедев Ю.В. Л.Н. Толстой на пути к «Войне и миру». Севастополь и «Севастопольские рассказы» // Русская литература. 1976. № 4. С.61-82.
9. Мароши В.В. Преследуя оленя (След Ф. Купера в «Казаках» Л. Толстого) // Молодая филология. Новосибирск, 1996. С. 36-42.
10. Одиноков В.Г. Принцип художественного ансамбля в раннем творчестве Л.Н. Толстого // Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск, 1978. С. 9-52.
11. Тамарченко Н.Д. К методологии исследования русского классического романа (Природа и типы художественного целого) // Литературное произведение как целое и проблемы его анализа. Кемерово, 1979. С. 25-39.
12. Чичерин А.В. Трилогия тревожных исканий // Чичерин А.В. Ритм образа. М., 1973. С. 74-101.
13. Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов, 1974. С.89-93.
14. Чуприна И.В. Трилогия Л. Толстого. Саратов, 1961.
15. Шульц С.А. Миф и ритуал в творческом сознании Л.Н. Толстого // Русская литература. 1998. № 3. С. 33-42.
16. Эйхенбаум Б.М. Молодой Толстой // Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987. С. 34-140.

 


Тема № 8
Жанровое своеобразие романа Л.Н. Тостого «Война и мир»

Замысел и история создания романа. Проблема «история и искусство» в творческом сознании Л. Толстого. «Война и мир» как «новая разновидность романа»: «роман-поток» (Н. Гей), «отрицательное повествование» (Г. Морсон) и другие жанровые концепции. «Война и мир» как «роман-эпопея» (концепции А.В. Чичерина, А.А. Сабурова и др.). Принципы анализа романа в работах С.Г. Бочарова. Философия истории Л. Толстого. Проблемы свободы и необходимости, «общего блага» и пр. в историософских взглядах писателя и общей структуре романа. Кутузов и Наполеон. «Историческое» и «частное», «общее» и «личное» в романе. Принцип создания характеров. Герои «пути». Своеобразие «сюжета поисков истины» в романе. Особенности психологизма («диалектика души»). Эпилог в «Войне и мире» и проблема романного завершения.

Литература

1. Бахтин М. Эпос и роман // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
2. Билинкис Я. Русская классика и изучение литературы в школе. М., 1986. С. 116-130.
3. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». М., 1978.
4. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981. С. 76-125.
5. Гей Н.К. О поэтике романа («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» Л.Н. Толстого) // Известия АН СССР. Сер. «Литература и язык». 1978. Т. 37. № 2. С. 121-132.
6. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1977.
7. Громов П.П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.
8. Камянов В. Поэтический мир эпоса. М., 1978. С. 127-196.
9. Купреянова Е.Н. О проблематике и жанровой природе романа Л. Толстого «Война и мир» // Русская литература. 1985. № 1. С. 161-172.
10. Курляндская Г.Б. Концепция человека и психологизм Толстого. «Диалектика души» и проблема свободной воли. // Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Толстого и Ф.М.Достоевского. М., 1988. С. 35-58.
11. Лурье Я.С. Об исторической концепции Льва Толстого // Русская литература. 1989. № 1. С. 26-43.
12. Одиноков В. Поэтика романов Л. Толстого. Новосибирск, 1978. С.
13. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». М., 1987.
13. Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н. Толстого. М., 1959.
14. Серых Е. Роман-эпопея или «историческая пародия»? // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1990. № 3. С. 7-12.
15. Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.
16. Хализев В.Е., Кормилов С.Е. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1983.
17. Чичерин А. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975.
18. Чичерин А. Стилистическое единство «Войны и мира» // Чичерин А. Ритм образа. М., 1973. С. 60-73.
17. Шульц С.А. Миф и ритуал в творческом сознании Л.Н. Толстого // Русская литература. 1998. № 3. С. 33-42.

 


Тема № 9
Жанровое своеобразие романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

История создания произведения. Замысел романа из частной, семейной жизни. Семейная тема в русском романе 70-х годов («Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина, «Подросток», «Братья Карамазовы» Достоевского) и толстовская трактовка этой темы («мысль семейная»). Опыт работы над романом-эпопеей при обращении к семейной теме в 70-е годы и то новое, что писатель внес в разработку темы. «Анна Каренина» и традиции западноевропейского романа (семейный английский роман и адюльтерный французский роман). «Анна Каренина» как «бесконечный» лабиринт сцеплений» (Л. Толстой). Некоторые «законы, которые служат основанием этих сцеплений». Метафоричность, мифологичность поэтики Толстого (метафора у писателя как форма авторского сознания, способ мышления, освоения и понимания реальности; герменевтический статус метафоры: и средство интерпретации мира, и модель изменения читательского способа видеть мир). Концептуальные метафоры в романе «Анна Каренина» («пучина жизни», «паутина лжи», «путь жизни», «сон жизни» и др.). Другие особенности сюжетно-композиционного строения романа («замок сцепления» сюжетных линий Анны и Левина, роль 8-ой части, проблема финала и пр.). Мотивная структура «Анны Карениной» (мотивы вины, круга, игры и др.). Авторская концепция жизни – искусства (мотив «снятия покровов»). Тема творчества в романе. Три портрета Анны. Картина Михайлова на сюжет «увещания Пилатом». Своеобразие авторской позиции в романе. Смысл эпиграфа. Психологическое мастерство Л. Толстого в «Анне Карениной». Жанровое своеобразие романа (жанровые особенности в системе толстовских романов; «роман поиска» (В. Шкловский), «роман конца» (Н. Гей) и др. жанровые концепции романа).

Литература

1. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. М., 1978.
2. Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н. Толстого. М., 1981. С. 169-192.
3. Бабаев Э.Г. Роман и время. Тула, 1975.
4. Билинкис Я.С. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого и русская литература 1870-х годов. Лекция. Л., 1970.
5. Ветловская В.Е. Поэтика «Анны Карениной» (система неоднозначных мотивов) // Русская литература.1979. № 4. С. 17-37.
6. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981. С. 128-164.
7. Гей Н. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Романный триптих: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» // Л.Н. Толстой и современность. М., 1981. С. 103-130.
8. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1971.
9. Жданов В. Творческая история «Анны Карениной». Материалы и наблюдения. М., 1957.
10. Купреянова Е. Выражение эстетических воззрений и нравственных исканий Л. Толстого в романе «Анна Каренина» // Русская литература. 1960. № 3. С. 117-136.
11. Купреянова Е.Н. «Анна Каренина» Л. Толстого // История русского романа: В 2-х т. М.-Л., 1964. Т. 2. С. 323-349.
12. Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. М.-Л., 1966. С. 247-272.
13. Ломунов К. Эстетика Льва Толстого. Л, 1972. С. 186-206.
14. Маймин Е.А. Л. Толстой. Путь писателя. М., 1978. С. 109-132.
15. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск, 1978. С. 92-128.
16. Сливицкая О.В. О многозначности восприятия «Анны Карениной» // Русская литература. 1990. № 3. С. 34-47.
17. Чернец Л.В. «…Бесконечный лабиринт сцеплений» («Анна Каренина» и ее первые читатели) // Русская словесность. 1998. № 6. С. 11-17.
18. Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов, 1974.
19. Шкловский В.Б. Лев Толстой. М., 1963. Ч. 3.
20. Эйхенбаум Б. Л. Толстой. 70-е годы. Л., 1974. С. 107-126, 160-173.

 


Тема № 10
Образ-концепт «жизнь» в философско-эстетических воззрениях и художественном творчестве Л. Н.Толстого («Анна Каренина»).
Концепция «живой жизни» в эстетике второй половины XIX века:
Толстой и Достоевский.

Мотив поиска истины в романе Толстого. «Путаница понятий» и «свет любви» в нравственных исканиях Левина. Концепт «жизнь» как опорное художественно-структурное понятие в изображении исканий героя, образная оппозиция «жизнь» – «гордость ума». «Диалектика» и «жизнь» в романах И.Тургенева и Ф.Достоевского. Толстовский герой – искатель истины как «человек живущий». Поиски синтеза «жизни» и «сознания». Система событий в романе, когда полностью преодолевается антиномия «жизнь» – «сознание» и происходит открытие «чего-то высшего» (обретение «полноты сердца»). Соотнесение в романе воплощенного идеала полноценного бытия и общего процесса жизни. Художественное обоснование в «Анне Карениной» ценности «жизни» во всей многосторонности ее проявлений. Формообразующее значение в творчестве Толстого идеи утверждения смысла человеческой жизни во всех ее ликах (от повседневности до «жизни души»). «Актуализация бытовых мелочей» как средство метонимического изображения жизни. Метонимическое утверждение бытия в творчестве Достоевского. «Принцип снижения» в его поэтике. Максимальное включение «в жизнь», погружение в ее практику как условие открытия высшего смысла в творчестве Толстого. Метафора распахивания почвы – ядро философской проблематики «Анны Карениной». «Живите больше» Достоевского. «Жизнь души» в романе Толстого. Религиозная концепция духовности. Толстовская концепция человека: свободное духовное Я и животная личность; сила духовного Я, направленная не против животного Я, а «перпендикулярно» действию животного человека. Религиозно-эстетические представления Достоевского о «переходности» современного человека, его раздвоенности и присутствия в нем образа Божия. Эстетизация духовного проявления личности и эпическое утверждение процесса жизни как главные начала в толстовском изображении мира. Роман писателя как выражение жизни «со всей невыразимой сложностью всего живого» (Толстой). Художественный мир Толстого как воссоздание «динамического целого» бытия. Основополагающая роль метафоры в концептуализации реальности в творчестве Толстого. Когнитивная потенция метафоры писателя: в концептуальной метафоре объект («жизнь»), подвергающийся метафоризации, не имеет четких характеристик, поскольку не является полностью познанным, метафора – способ освоения действительности. Поэтика «телесности» в «Анне Карениной».

Литература

1. Гей Н.К. Сопряжение пластичности и аналитичности // Типология стилевого развития XIX века. М., 1977.
2. Гиршман М.М. Синтез простоты и сложности // Там же.
3. Кунильский А.Е. Ценностный анализ литературного произведения. Петрозаводск, 1988.
4. Мардов И. Отмщение и воздаяние // Вопросы литературы. 1998. № 4. С. 144-159.
5. Свительский В.А. «Жизнь» и «гордость ума» в исканиях Константина Левина // Русская литература 1870-1890 г. Свердловск, 1980. Вып. 13. С. 3-22.
6. Тарасов А. «Путаница понятий» и «свет любви» в нравственных исканиях Константина Левина // Литературная учеба. 1996. № 1. С. 128-145.
См. также литературу к теме № 9.

 


Тема № 11
Мотивная структура романа Л.Н. Толстого «Воскресение»

Сюжет «воскресения» в романе Толстого. Религиозно-философское осмысление личного «воскресения» как направления, к которому устремлен путь жизни заблуждающегося человека, обретающего свет веры. «Исполнение учения – в движении»; «Мне дорога только верность направления пути» (Л. Толстой). «Путь жизни» как движение героя от одного жизнепонимания к другому, переданное у Толстого рядом устойчивых мотивов (мотивы «ухода», «двоения» как «муки рождения к новой жизни», прорастания семени, «пути к жизни» из смерти, открытия «двери жизни», обретения связи с Богом как приобщения к свету). Мотив пробуждения ото сна жизни как центральный сюжетообразующий мотив романа (действительная, настоящая жизнь – это бодрствование, неподлинное существование – сон, воскресение – пробуждение). Мифологическая основа данного мотива (сотериологическое значение «пробуждения» в разных мифологических системах). Архетипические мотивы памяти – забвения, зрячести - слепоты, поисков истины.

Литература

1. Андреева Е.П. Толстой – художник в последний период деятельности. Воронеж, 1980.
2. Бабаев Э. Заметки о поэтической структуре «Воскресения» // В мире Толстого. М., 1978. С. 215-274.
3. Берман Б.И. Сокровенный Толстой. М., 1992.
4. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981.
5. Журина О.Б. Тема поиска выхода и мотив пути в романе Л.Н. Толстого “Воскресение” // Проблемы поэтики языка и литературы. Петрозаводск, 1996. С. 121-123.
6. Кедров К. “Уход” и “воскресение” героев Толстого // В мире Толстого. М., 1978. С. 248-274.
7. Краснов Г.В. Воскрешение в “Воскресении” Л.Н. Толстого // Русская словесность. 1998. № 6. С. 2-6.
8. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск, 1978.
9. Порудоминский В.И. “Особенно оживленная деятельность мозга”. Сны и сновидения в духовных исканиях Толстого // Человек. 1997. № 6.
10. Порудоминский В.И. По прочтении «Воскресения» [К истории создания романа] // Вопросы литературы. 1995. № 1. С. 183-203.
11. Пятигорский А.М. Избранные труды. М., 1996. С. 251-256.
12. Стоянова С.И. Христианские мотивы в позднем творчестве Л. Толстого // Русская литература XIX века и христианство. М., 1997. С. 191-196.
13. Тамарченко Н.Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы XIX века. Кемерово, 1974. С. 72-91.

 

Тема № 12
Эстетические взгляды Л.Н. Толстого в поздний период творчества. Жанровое своеобразие поздней повести писателя («Крейцерова соната», «Отец Сергий», «Фальшивый купон»)

Формирование новых взглядов на задачи искусства («Что такое искусство?», «О Шекспире и о драме»). Главные положения эстетических деклараций Толстого. Формирование новой авторской позиции в «народных рассказах» и в «Исповеди». Жанровая динамика повестей Толстого. Интенсификация сюжетной линии в связи с акцентированием процесса прозрения героя, открывающего в себе «всеобщее», «божеское». Философская природа поздней повести Толстого. «Исследовательский», «экспериментальный» характер произведений: «аналитическая повесть» (Л. Опульская). Своеобразие авторской позиции. Особенности героя и сюжета повестей «Записки сумасшедшего», «Отец Сергий». Творческая история повести «Крейцерова соната»: движение художественной мысли писателя от частного к общему (8 вариантов повести, изменение названий ранних вариантов «Убийца жены», «Как муж убил жену» т.д.). Тяготение писателя к философским, символическим заглавиям («Фальшивый купон», «Хозяин и работник» и пр.). Сочетание художественной образности и публицистичности как важная черта жанровой разновидности повести позднего Толстого. Разработка темы в статьях и особенности воплощения этого материала в художественной форме. Потенциал драматической формы, заложенный в «Крейцеровой сонате». «Послесловие» к повести. Особенности сюжета «Фальшивого купона» (архаический тип сюжета, значение фигуры симметрично-образного повторения). Переосмысление традиции житийной литературы в «Отце Сергии».

Литература

1. Андреева Е.П. Толстой – художник в последний период деятельности. Воронеж, 1980.
2. Бычков В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: В 2-х т. М.-СПб., 1999. Т. 2. С. 263-272.
3. Гей Н.К. «Крейцерова соната» Л. Толстого как художественная многомерность // Страницы истории литературы. М., 1971.
4. Гудзий Н.К. «Крейцерова соната». История писания и печатания «Крейцеровой сонаты» // Л.Н. Толстой. ПСС: В 90 – та т. Т. 27.
5. Жданов В. Из творческой истории повести «Крейцерова соната» // Толстой – художник. М., 1961.
6. Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. М. – Л., 1966.
7. Линков В. Комментарии // Л.Н. Толстой. Собр. соч.: В 22-х т. М., 1978. Т. 12. С. 437-477.
8. Радько Е.В. О жанровом своеобразии «Крейцеровой сонаты» Л.Н. Толстого // Жанры русской литературы. Иркутск, 1991. С. 73-84.
9. Тамарченко Н.Д. Об авторской позиции в повестях «позднего» Л. Толстого («Крейцерова соната» и «Дьявол») // Русская словесность. 1999. № 4. С. 17-24.
10. Туниманов В.А. «Кроткая» Достоевского и «Крейцерова соната» Толстого (Две исповеди) // Русская литература. 1999. № 1. С. 53-88.
11. Шифман А.И. Художественные элементы в публицистике Л.Н. Толстого // Толстой – художник. М., 1961.
12. Юртаева И.А. К вопросу о сюжетном единстве повестей Л.Н. Толстого 1880-1890 годов // Проблемы метода и жанра. Томск, 1985. С. 187-205.
13. Юртаева И.А. Л.Н. Толстой и В.Ф. Одоевский (К вопросу о жанровом своеобразии повести Л. Толстого 80-90-х годов) // Проблемы метода и жанра. Томск, 1983. С. 164-172.
14. Юртаева И.А. Сюжет и идея в повести Л.Н. Толстого «Фальшивый купон» // Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе. Кемерово, 1992. С. 96-103.

 


Тема № 13
Религиозно-философские и эстетические искания Л.Н. Толстого
в поздний период творчества

Этический и социальный характер духовных исканий писателя – «адвоката стомиллионного земледельческого народа». Публицистика Толстого («Так что же нам делать?», «Стыдно» и др.). Философские, этико-практические задачи, выдвинутые Толстым в художественном творчестве в эпоху утраты «непосредственного чувства жизни», в «период безвременья». Деятельность писателя в «кризисный период» отказа от творчества как «лаборатория», в которой художник стремился выработать «новое слово» о мире. Эстетические представления писателя. Осмысление в позднем творчестве Толстого новозаветного противопоставление «века сего» (мiра) Царству Небесному (миру). Становление этой проблемы в художественном сознании писателя в 50-70-е годы. Религиозно-философские исследования Толстого («О жизни», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри вас», «Исповедь» и др.). Концепт «разумное сознание» (синтез знания сердечного и разумного). Проблемы духовности как атрибута человека. Понимание христианства как нравственного учения о том, что придает смысл земному существованию (слияние личной жизни с общей). «Вера есть знание смысла человеческой жизни», «Вера есть сила жизни» (Л. Толстой). Понимание писателем религии как осознания человеком себя в перспективе бесконечности. Концепт «путь жизни»: «Исполнение учения – в движении» (Л. Толстой). Проблемы связи действительности и идеала в философской концепции писателя. Этика ненасилия. Толстой как «мистик универсализма» (В. Зеньковский). Толстой и христианство. Толстой и Церковь.

Литература

1. Андреева Е.П. Толстой – художник в последний период деятельности. Воронеж, 1980.
2. Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого // Литературное наследие. М., 1969. Т. 69, кн. 1. С. 35-102.
3. Берман Б.И. Сокровенный Толстой. М., 1992.
4. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981.
5. Гусейнов А.А. Понятие веры, бога и ненасилия в учении Л. Толстого // Разум и экзистенция. СПб., 1999. С. 312-324.
6. Дунаев М.М. Православие и русская литература. М., 1998. Ч. 4.
7. Кудрявая Н.В. Религиозно-нравственное учение Л.Н. Толстого: философские аспекты // Педагогика. 1993. № 1. С. 82-87.
8. Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. М.–Л., 1966.
9. Лазарев В. Воскресение ищущего // Наше наследие. 1996. № 37. С. 38-41.
10. Мардов И. Отмщение и воздаяние (К духовной биографии Л.Н. Толстого) // Вопросы литературы. 1998. № 4. С. 144-159.
11. Николаева Е.В. Духовный климат эпохи и художественный мир позднего Льва Толстого // Литература в школе. 1997. № 5. С. 61-71.
12. Одиноков В.Г. Религиозно-этические взгляды «позднего» Толстого и его художественное творчество // Русская литература и религия. Новосибирск, 1997. С. 121-152.
13. Ремизов В.Б. Л. Толстой в поздний период творчества: мировоззрение и художественное видение // Толстовский сборник. Тула, 1992.
14. Стрельцов Г.Я. Паскаль и Лев Толстой // Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994. С. 356-374.
15. Чернявский А.Л. Еще раз о мировоззрении Льва Толстого. // Современная педагогика, 1990. № 9.
16. Чуприна И. Нравственно-философские искания Толстого в 60-70-е гг. Саратов, 1974.

 


Тема № 14
Рождественские и пасхальные мотивы в русской прозе второй половины XIX века

Русский святочный рассказ: становление жанра. Рождественский рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Своеобразие святочного рассказа Н.С. Лескова «Христос в гостях у мужика», «Под Рождество обидели». Рождественские мотивы чеховских рассказов «Ванька», «На святках». Пасхальный рассказ как жанр русской литературы ХIХ века. Пасхальные мотивы в произведениях: «Мужик Марей» Ф.М. Достоевского, «Христова ночь» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Фигура» Н.С. Лескова, «После бала» Л.Н. Толстого «Письмо», «Накануне поста», «Казак», «На страстной неделе», «Студент», «Архиерей» А.П. Чехова. Пасхальные мотивы поздних романов Ф.М. Достоевского. Пасхальный архетип в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».

Литература

1. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
2. Душечкина Е., Баран Х. «Настали времена народного веселья…» // Чудо рождественской ночи: Святочные рассказы. СПб., 1993. С. 16 – 25.
3. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: Становление жанра. СПб., 1995.
4. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.
5. Есаулов И.А. О некоторых особенностях рассказа А.П. Чехова «Ванька» // Евангельский текст в русской литературе ХVIII – ХХ веков. Петрозаводск, 1998. С. 479 – 483.
6. Жилякова Э.М. Последний псалом А.П. Чехова («Архиерей») // Евангельский текст в русской литературе ХVIII– ХХ веков, 1994. С. 274 – 284.
7. Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. С. 87-102.
8. Захаров В.Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1994. С.249-261
9. Захаров В.Н. Русская литература и христианство // Евангельский текст в русской литературе ХVIII – ХХ веков. Петрозаводск, 1994. С. 5 – 11.
10. Захаров В.Н. Символика христианского календаря в произведениях Ф.М.Достоевского // Новые аспекты в изучении Достоевского. Петрозаводск, 1994. С. 39 – 49.
11. Катаев В.Б. Чехов и мифология нового времени // Филологические науки. 1976.
12. Кошелев В.А. Вступительная статья // Хомяков А.С. Светлое воскресенье. Повесть, заимствованная у Диккенса. М., 1991, № 4. С. 81-84.
13. Кретова А.А. Христианские заповеди в святочных рассказах Н.С.Лескова «Христос в гостях у мужика», «Под Рождество обидели» // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1998. С. 471-478.
14. Поддубная Р.Н. Малая проза в «Дневнике писателя» и «Братьях Карамазовых» (Идейно-художественные переклички и сопряжения) // Достоевский. Материалы исследования. СПб., 1996. Т. 13. С. 131-142.
15. Ранева-Иванова М. К проблеме теории и метода изучения христианского мотива в прозе А.П. Чехова (О значении пасхального мотива в рассказе «Казак») // Евангельский текст в русской литературе XVIII – ХХ веков. Петрозаводск, 1998. С. 484 – 492.
16. Старыгина Н.Н. Святочный рассказ как жанр // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1992. С. 113-127.
17. Толстогузов П.Н. Сказка и сказочность в творчестве А.П. Чехова 1880-х годов (На материале рождественских рассказов писателя). Автореф. дисс. … канд. филол. наук. Л., 1988.
18. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М.., 1989. № 5. С. 72 – 76.

 


Тема № 15
Русский реализм 70-80-х гг. XIX века. Малые жанры в творчестве В.М. Гаршина

Романтические тенденции в творчестве В. Гаршина. Тип героя «гаршинской складки». Ситуация борьбы героя с мировым злом. Романтический мотив «высокого безумия» в творчестве писателя («Красный цветок»). Тема искусства («Художники»). Драматизм сюжетной ситуации и трагическое решение конфликта в повестях В. Гаршина («Ночь» и др.). Военные произведения Гаршина как целое. Замысел эпопеи «Люди и война». Рассказы «Ночь», «Красный цветок», «Сигнал» в структуре военной прозы писателя. Состав цикла военных рассказов. Основные факторы циклизации. Христианские мотивы в прозе Гаршина («Надежда Николаевна»). Гаршин и Достоевский. «Аллегорические» рассказы Гаршина.

Литература

1. Аверин Б.В. В.Гаршин // История русской литературы: В 4-х т. Л., 1983. Т.4 С. 123-143.
2. Бялый Г.А. В.М. Гаршин. Л., 1969.
3. Каминский В.И. Пути развития реализма в русской литературе конца XIX века. Л., 1979. С. 79-89, 133-129.
4. Кожуховская Н.В. Военные рассказы В.М.Гаршина: Автореф. дисс.… канд.филол.наук. Л., 1985.
5. Короленко В.Г. Всеволод Михайлович Гаршин // Короленко В.Г. Собр.соч.: В 10. т. М., 1955 . Т. 8. С. 215-248.
6. Кострица В. Действительность, отраженная в исповеди (К вопросу о стиле В. Гаршина) // Вопросы литературы. 1966. № 12. С. 135-144.
7. Латынина А. Вс. Гаршин: Творчество и судьба. М., 1986.
8. Мазур А.В. Военные произведения В.М. Гаршина как целое // Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе. Кемерово, 1992. С. 88-95.
9. Михайловский Н.К. О Всеволоде Гаршине // Михайловский Н. К. Статьи о русской литературе Х1Х - нач. ХХ в. Л., 1989. С.259-283.
10. Назиров Р.Г. Фабула о мудрости безумца в русской литературе // Русская литература 1870 -1890 годов. Свердловск, 1980. С. 94 – 107.
11. Современники о Гаршине: Воспоминания. Саратов, 1977.
12. Тихомиров Б.Н. Гаршин и Достоевский (к вопросу о единстве нравственно-философских исканий в русской литературе второй половины XIX века) // Достоевский и современность. Новгород, 1991. Ч. 1. С. 177-182.
13. Успенский Г.И. Смерть Гаршина // Успенский Г.И. Полн. собр. соч. М., 1952. Т. 2. С. 466-473.
13. Чуковский К.И. О Вс. Гаршине // Чуковский К. Собр. соч. М.,1969. Т. 6. С. 417-444.
14. Эткинд Е.Г. Вс. М. Гаршин // Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII – XIX веков. М., 1999. С. 341 – 348.

 


Тема № 16
Ранняя проза А.П. Чехова

Жанровая динамика ранней прозы Чехова: подпись к рисунку, «мелочишка» (календари, дневники, библиография, мысли, объявления, задачи и пр.), сценки, рассказ («серьезный этюд»), повесть. Анализ произведений: «Жалобная книга», «Жизнь в вопросах и восклицаниях», «Хирургия», «Хамелеон», «Счастье», «Горе», «Тоска», «Спать хочется», «Драма на охоте». Парадоксальность как основа чеховских сюжетов. Своеобразие «открытых финалов». Анекдот как «ядро» жанровых трансформаций чеховской прозы. Композиционные приемы Чехова («ступенчатое движение», контрастность и пр.). Поэтика названий. Сборники рассказов: «Сказки Мельпомены» (1884), «Пестрые рассказы» (1886), «Невинные речи» (1887), «В сумерках» (1887), «Рассказы» (1888). Принципы объединения произведений в сборники. Основные темы.

Литература

1. Балухатый С.Д. Ранний Чехов // Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. Л., 1990. С. 84-160.
2. Венцлова Т. О Чехове как представители «реального искусства» // Чеховиана. Чехов и «серебряный век». М., 1996. С. 35-44.
3. Громов М. Чехов. М., 1993.
4. Ильюхина Т.Ю. Антоша Чехонте, Макар Балдастов и другие: Учебное пособие. Кемерово, 2002.
5. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. М., 1989.
6. Катаев В.Б. Чехов // Русские писатели: Биобиографический словарь: В 2 Ч. М., 1990. Ч. 2. С. 381-391.
7. Левитан Л., Цилевич Л. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1990.
8. Роскин А. Об Антоше Чехонте и Антоне Чехове. Заметки о реализме Чехова // Роскин А. А.П. Чехов. М., 1959. С. 77-87, 193-219.
9. Секачев Е.В. Рассказ А.П. Чехова «Счастье» // Проблемы изучения русской и зарубежной литературы. Таганрог, 1999. С. 64-72.
10. Сухих И.Н. О системе жанров в раннем творчестве Чехова // Вестник ЛГУ. Серия 2. История, языкознание, литературоведение. 1987. Вып. 4.
11. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П. Чехова. Л., 1987. С. 34-67.
12. Чудаков А.П. Юмористика 1880-х гг. и поэтика Чехова // Вопросы литературы. 1986. № 8. С. 153-167.
13. Цилевич Л.М. Сюжет чеховского рассказа. Рига. 1976.

 


Тема № 17
Своеобразие чеховской прозы конца 1880-х – начала 1890-х гг.
(«Степь», «Огни», «Припадок», «Дуэль»)

Художественные искания писателя в конце 80-х годов. Стилевое и жанровое разнообразие созданных в «переломном» 1888 году произведений: «аллегорический» («Без заглавия», «Пари»), «натуралистический» («Спать хочется») рассказ, повесть, сочетающая лирическое и эпическое начала («Степь») и т.д. Новая эстетическая позиция («Огни»). Своеобразие авторской позиции в произведении. Различные подходы к интерпретации «Огней». Повесть А.П. Чехова «Степь» в современном литературоведении: варианты интерпретаций. «Степь» как «лирическая эпопея», «повесть о русской земле» (М. Громов). «Степь» и духовный кризис писателя второй половины 1880-х годов. Образ степи как модель пространственного построения чеховских сюжетов («Шампанское», «Огни»). Оппозиция «человек и мир» в произведениях со «степным» сюжетом. Философский сюжет «Степи» как «констатация несостоятельности любых человеческих представлений о мире», с одной стороны, и лирическое утверждение неустранимой «потребности в разрешении разлада между человеком и миром», с другой стороны (Н. Разумова). Скептицизм и вера А.П. Чехова: рассказ «Припадок». Диалог А.П.Чехова и Д.С. Мережковского («Припадок» и «Смерть»). «Дуэль» и русская классическая романная традиция.

Литература

1. Бердников Г.П. А.П. Чехов. М., 1984.
2. Громов М. Чехов. М., 1993.
3. Джексон Р.-Л. Время и путешествие: метафора для всех времен // Чеховиана: Чехов в культуре ХХ века. М., 1993.
4. Ильюхина Т.Ю. Чеховский дебют в «толстом» журнале. Повесть «Степь» // Ars philologiae. СПб., 1997. С. 246-275.
5. Катаев В.Б. Эволюция и чудо в мире Чехова (повесть «Дуэль») // Русская литература ХIХ века и христианство. М., 1997. С. 48-55.
6. Линков В.Я. Скептицизм и вера Чехова. М., 1995.
7. Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. М., 1982.
8. Разумова Н.Е. «Степь» Чехова: варианты интерпретации повести // Вестник Томского государственного университета. 1998. Т. 266.
9. Толстая Е. Поэтика раздражения. Чехов в конце 1880-х – начале 1890-х годов. М., 1994. С. 151-191.
10. Чудаков А.П. Истоки чеховского сюжетного новаторства // Русская литература. 1983. № 5.
См. также литературу к практическому занятию по прозе А.П. Чехова.

 


Тема 18
Пьеса А.П. Чехова «Иванов»

Пьеса «Иванов» как творческая «лаборатория» Чехова-драматурга. История создания произведения, ранние редакции пьесы. Новый в русской драматургии герой – «обыкновеннейший человек». Поэтика имени главного героя. Своеобразие конфликта пьесы. Ироническое пародирование и отрицание «традиционных» характеристик главного героя со стороны других персонажей, а также дискредитация внешнего действия, поступка героя как способа объективной оценки его. Основные аспекты комического в пьесе: комизм алогичности, сходства, повторения, необоснованных претензий (В.Катаев). «Иванов» как ироническая драма (С. Козлова). Иванов и две культурно-бытовые сферы жизни в пьесе. Эмоциональная тональность изображения интеллигентской, дворянской и полубуржуазной, мещанской среды. Способы создания напряженно-драматической и снижено-бытовой, фарсовой тональности в пьесе. Почему Вл. Немирович-Данченко назвал первый акт «Иванова» ноктюрном? Звуковой строй пьесы. Своеобразие художественного пространства и времени. Лейтмотивность как важная сюжетно-композиционная особенность пьесы. Своеобразие финала. Пьеса «Иванов» и западноевропейская «новая драма». Чехов и «театр абсурда» (механизм комических алогизмов).

Литература

1. Зингерман Б.И. Уроки «Иванова» // Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988. С. 201-248.
2. Катаев В.Б. «Иванов»: русский Гамлет? лишний человек? // Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. М., 1989. С. 121-149.
3. Козлова С.М. Традиции жанра иронической драмы (Опыт типологического исследования: «Иванов» А.П.Чехова и «Утиная охота» А. Вампилова) // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1983. С. 85-94.
4. Скафтымов А.П. Пьеса Чехова «Иванов» в ранних редакциях // Скафтымов А.П. Нравсвенные искания русских писателей. М., 1972. С. 436-456.
5. Су Не Лиеде. Чеховский водевиль и «театр абсурда» // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и XX век. М., 1997. Вып. 9. С. 89-99.
6. Субботина К.А. Чехов и театр абсурда (К проблеме восприятия творчества А.П. Чехова на Западе) // Филология. 1995. № 4.
См. также литературу к практическому занятию по драматургии А.П.Чехова.

 


Тема № 19
Пьеса А.П. Чехова «Чайка»

Пьеса «Чайка» в творческой эволюции А.П.Чехова 1890-х годов. Децентрализация системы персонажей и равнораспределенность конфликта «Чайки». Отсутствие фабульной целеустремленности как следствие процесса «романизации» драмы. Композиционный принцип парности (или дуэтности) как прием поэтики внешне ослабленного сценического действия. Структура «подводного», лирического сюжета, выводящего изображение за рамки семейно-бытовой драмы. Сюжетно-композиционные функции символов в пьесе. Центральный образ-символ чайки. Значение пространственных категорий для выражения драматической идеи (образы дома, сада, озера, эстрады). Художественный смысл приема «сцена на сцене». Своеобразие художественного времени в пьесе. Циклический характер «лирического сюжета». Чеховский принцип «концентрации впечатления» в финале пьесы. Жанровая природа «Чайки». Чехов и Художественный театр.

Литература

1. Алперс Б.В. Чехов и театр. О Чехове // Алперс Б. Искания новой сцены. М., 1985. С. 12-31, 159-205.
2. Головачева А.Г. Пьеса «Чайка» в творческой эволюции А.П. Чехова 1890-х годов: Автореф. дисс…. канд.филол.наук. Л., 1985.
3. Гушанская Е.М. Слово и поступок в сюжете «Чайки» как особенность чеховской поэтики // Поэтика литературы и фольклора. Воронеж, 1980.
4. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века. М., 1979.
5. Камянов В. О чеховской драматургии // Камянов В. Время против безвременья. М., 1989. С. 165-187.
6. Паперный З.Г. «Чайка» А.П.Чехова. М., 1980.
7. Салынский Д. Пространственные образы драматургии Чехова // Художник, сцена. М., 1978.
8. Собенников А.С. «Чайка» А.П.Чехова // Проблемы метода и жанра. Томск. 1986. Вып. 13. С. 215-233.
9. Толстая Е. Поэтика раздражения. Чехов в конце 1880-х – начале 1890-х годов. М., 1994.
10. Костелянец Б. Мир поэзии драматической… Л., 1992.
См. также литературу к практическому занятию.

 

Методические рекомендации

Написание контрольной работы – важная часть прохождения студентами-заочниками курса истории русской литературы XIX века (третьей трети). Внимательное, вдумчивое чтение, анализ художественных текстов, активное усвоение, переработка лекционного материала, самостоятельное изучение литературы по теме позволяют студентам всесторонне освоить учебный материал. Лишь на этой основе возможна серьезная работа над контрольными работами по русской литературе.
Выбрав тему, уяснив поставленные задачи, студенты должны изучить предложенную научную литературу (особое внимание следует обратить на комментарии к ПСС писателей). Работа в библиотеке с библиографическими указателями, систематическим каталогом и т.д. поможет составить полный список литературы, необходимой для освоения темы. При изучении научной литературы, учебных пособий необходимо разобраться в общей концепции исследователя, понять принципы анализа отдельных произведений, творчества писателя в целом. При этом нужно учитывать разногласия, спорные моменты в трактовке произведения разными исследователями. Чтение текста произведения должно сопровождаться обращением к такому типу научных исследований, как комментарий к произведению. Изучение научной литературы по теме, сбор материала (например, анализ текста в заданном направлении) – это первый этап работы. Когда определиться последовательность анализа и изложения материала, будут ясны итоги исследования, можно приступать ко второму этапу – написанию текста работы, ее оформлению.
Как правило, контрольная работа по литературе состоит из введения, основной части и заключения. Во введении обозначаются задачи, цели работы, освещается история вопроса, анализируются источники для самостоятельного рассмотрения темы. В заключении подводятся итоги, делаются краткие выводы из того материала, который дан в основной части. Основная часть может быть разбита на параграфы, главы и т.д., если это предполагает логическое членение темы. Композиция контрольной работы отражает логику развития мысли и должна быть стройной, продуманной. Контрольная работа обязательно содержит библиографию. Сноски и библиография должны быть правильно оформлены.
Таким образом, контрольная работа студента должна свидетельствовать о глубине усвоения учебного материала по русской литературе XIX века, о хорошем знании литературы по теме работы, о высоком уровне овладения навыками анализа художественного текста, о понимании и умении использовать основные литературоведческие категории – в целом об овладении формами и навыками научного мышления.



 



Кафедра русской литературы и фольклора © 2003
Разрешено использование любых наших материалов в сети Интернет при установке ссылки на наш сайт