поиск
    

 
 

История русской литературы XVIII века
составитель - Л.И.Еременко


Пояснительная записка

Цель преподавания дисциплины

История русской литературы XVIII века – один из «основных» университетских курсов Государственного образовательного стандарта, читаемых на факультете филологии и журналистики. «Новая» русская литература в XYIII столетии завершает в основном переход от средневековой жанровой системы к системе жанров нового типа.. От предшествующих веков она получила в наследство представление о высокой миссии искусства слова. К концу века отечественная литература полностью включается в систему европейских литератур, придав традиционным особенностям художественного слова новые, соответствующие потребностям времени формы. С литературой классицизма в значительной мере связаны развитие русского литературного языка, поэтической техники, оформление стихотворных жанров, стремление создать на русской почве целый род литературы – драматургию, начинают выходить литературные журналы. Вслед за утверждением классицизма в России уже вскоре зарождаются и достигают расцвета сентиментализм и предромантизм, возникают и сложно взаимодействующие с ними реалистические тенденции. Сочетание в творчестве отдельных писателей элементов разных литературных направлений (нередко даже в пределах одного произведения) делает границы между ними весьма зыбкими. Повествовательные прозаические жанры и жанровые формы, такие, как повесть, дневник, путевые записки, письма, в лирике – элегия, философская медитация изменили общее направление содержания литературы – ее сюжеты, тематику, героев. Стремительность развития русской литературы XVIII века, творческое усвоение европейского художественного опыта обусловили новые пути этого развития, подготовили блистательный расцвет русской классики XIX века.

Изучение курса истории русской литературы XYIII века для будущего специалиста-филолога необходимо для расширения его общекультурного и профессионального кругозора, а также для более глубокого, осознанного, научно-обоснованного понимания закономерностей развития национальной литературы в вершинном по своим достижениям XIX веке.



Задачи изучения дисциплины

Одной из главных задач является раскрытие характерных особенностей, динамики историко-литературного процесса в России XYIII века. Необходимо показать литературно-эстетическое содержание, формирование, взаимопроникновение, борьбу и смену литературных направлений. Следующей задачей является анализ литературной деятельности писателей, которые сыграли определяющую роль в развитии художественного творчества, литературного языка и эстетической мысли.

Основными формами организации учебного процесса по изучению курса Истории русской литературы XVIII века являются лекции, практические занятия, коллоквиумы, консультации по предложенным для самостоятельного изучения темам. Студенты могут вести литературный дневник, в который вносятся стихотворения различных направлений, периодов, жанров и авторов XVIII в. В конце семестра проводится тестирование студентов с целью проверки уровня начитанности по списку обязательных текстов. Итоговой формой контроля знаний является экзамен. Студенты должны хорошо представлять особенности, специфику историко-литературного процесса XVIII столетия, знать основной корпус художественных произведений, ориентироваться в научной литературе и учебных пособиях.

При подготовке рабочей программы были учтены рекомендации, содержащиеся в современных научно-методических изданиях по изучению русской литературы XVIII века: Ольшевская Л.А., Травников С.Н. Литература Древней Руси и XVIII века: Практикум. М., 1995; Буранок О.М. Русская литература XVIII века: Учебно-методический комплекс для студентов филологических специальностей. М., 1999.





Кафедра русской литературы и фольклора © 2003
Разрешено использование любых наших материалов в сети Интернет при установке ссылки на наш сайт