поиск
    

 
 

История русской литературы XVIII века
составитель - Л.И.Еременко


Содержание дисциплины

Общая характеристика историко-литературного процесса XVI II в. Своеобразие литературы XYIII в. как «века Просвещения». Периодизация. Формирование литературных направлений. Реформы литературного языка, стихосложения. Становление и развитие новых жанров. Воспитательная функция литературы. Современное литературоведение о литературе XYIII в.

Процесс «обмирщения» в культуре, быту, идеологии. Переводная проза. Оригинальные повести («Гистория о российском матросе Василии Кориотском», «История об Александре…»).Поэтика. Развитие стихотворства. Театр и драматургия. Ф. Прокопович. Эстетическая позиция.(«Поэтика») Поэзия. Драматургия. Трагедокомедия «Владимир». Традиции и новаторство. Становление классицизма.

Философские, общественно-политические и художественные основы классицизма. Эволюция и национальное своеобразие русского классицизма. Теория жанров и стилей. Сатирическая направленность русского классицизма..

Кантемир. Общественно-политическая деятельность. Эстетические и философские взгляды. Сатиры. Связь творчества Кантемира с русской и мировой сатирической традицией. Поэтика сатир. Кантемир-переводчик. Филологические труды Кантемира и Тредиаковского. Переводной роман Тредиаковского ««Езда в остров любви»».Поэтика романа. Поэма «Тилемахида». Место Тредиаковского в истории русской литературы.

Общественная, научная и просветительская деятельность. Ломоносова. «Письмо о правилах российского стихотворства». Полемика с Тредиаковским по вопросам стихосложения. «Ода на взятие Хотина». Филологические труды Ломоносова. «Риторика», «Грамматика», тракт «О пользе книг церковных в российском языке». Теория «трех штилей» Поэзия. Проблематика и жанры. Ода как ведущий жанр творчества Ломоносова. Ода «На восшествие… 1747». Программный характер. Поэтика. О назначении поэта и поэзии – «Разговор с Анакреоном». Перевод стихотворения Горация «К Мельпомене». Образ Петра I и проблема просвещенного абсолютизма». Поэма «Петр I ». Научно-философская лирика и духовные оды. Ломоносов-драматург. Ломоносов и русский классицизм. Ломоносов и русская литература. Литературоведение о Ломоносове..

Сумароков – теоретик русского классицизма (эпистолы «О русском языке» и «О стихотворстве»). Трагедии: «Хорев», «Синав и Трувор», «Димитрий Самозванец». Их политические тенденции, программа дворянской государственности. Своеобразие трагического конфликта. Стиль сумароковской трагедии. Комедии «Тресотиниус», «Опекун», «Рогоносец по воображению» Эволюция комедийного жанра (от комедии положений к комедии характеров и бытовой комедии). Стиль и язык. Многообразие лирических жанров в творчестве писателей. Сатиры, оды, любовная лирика. «Притчи» (басни). Создание басенного стиха. Поэтика Сумарокова. Элементы сентиментализма в его творчестве. Полемика с Ломоносовым. Теоретические, публицистические и критические статьи писателя. Сумароков – издатель «Трудолюбивой пчелы». Поэтическая школа Сумарокова.

Общественно-политическая ситуация в России в 1760-1770-х гг. Журналистика. Деятельность Н.И. Новикова. Демократическая проза 1760-х гг. Творчество М.М. Хераскова. Драматургия середины века и пути ее развития.Творчество Я.Б . Княжнина, В.В. Капниста. Стихотворная повесть И.Ф. Богдановича. Литературное наследие И.И. Хемницера. .

Литературный путь Д.И. Фонвизина. Характер литературно-эстетических взглядов писателя. Сатирическое творчество («Послание к слугам…», «Лисица-казнодей»). Драматургия Фонвизина. Комедия «Бригадир» - первая русская национально-бытовая комедия. Художественное новаторство пьесы. «Недоросль» - «истинно – общественная комедия» Проблематика. Композиция Система персонажей. Язык. Жанр. Приемы комического. Проблема художественного метода., метрики, рифмы и строфики, интонационной выразительности, звукописи, изящности стиля для развития русской лирики XIX в. литературного языка.

Карамзин Исторические, философские, литературные истоки русского сентиментализма. Его связь с западноевропейским сентиментализмом и отличие от него. Хронологические рамки русского сентиментализма, его писательский состав. Проблема эволюции и типологии русского сентиментализма в современном литературоведении. Основные жанры сентиментальной литературы. Поэзия М.Н.. Муравьева.

Раннее творчество (до 1779 г.) Поэзия 1779 года – начало «особого пути» Державина–поэта («Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока»). Цикл лирических произведений о Фелице. Черты новаторства поэта в жанре похвальной оды. Сатирические оды («Вельможа», «Властителям и судиям»). Победно-патриотические оды («На взятие Измаила», «Снигирь», «На переход Альпийских гор», «На пребывание в Таврическом дворце», «Заздравный орел»). Философские оды Державина («На смерть Мещерского», «Бог»). Анакреонтические и эпикурейские мотивы («Анакреонтические песни»). Тема поэта и поэзии («Памятник», «К лире», «Лебедь», «Храповицкому», «Дар»). Державин как «предшественник» Пушкина.

Философские и эстетические взгляды А.Н. Радищева. Литературная деятельность. «Дневник одной недели», «Письмо другу, жительствующему в Тобольске», «Беседа о том, что есть сын Отечества», «Житие Федора Васильевича Ушакова».Ода «Вольность». Проблематика и поэтика, жанровое своеобразие. «Путешествие из Петербурга в Москву». История создания и публикации. Композиция и жанр. Проблематика. Художественный метод и поэтика. Последний период творчества. «Осьмнадцатое столетие». Значение Радищева в русской литературе.

Мировоззрение и литературная позиция. Журнально-издательская деятельность. Публицистика. Лирика. Ее тематика и жанры. «Письма русского путешественника» и жанр путешествия в литературе сентиментализмма. Повести Карамзина «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Марфа-посадница», «Фрол Силин» и др.).Предромантические тенденции в прозе Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена»). «Новый слог» Карамзина, значение Карамзина в истории русского и русская литература начала XIX века.

Поэзия И.И. Дмитриева. Сборник «И мои безделки». Сатира «Чужой толк». Историческая баллада «Ермак». Шуточная баллада» «Отставной вахмистр». Басни Дмитриева. Его сентиментальные песни-романсы. Стихотворные сказки («Модная жена» и др.). Историко-литературное значение поэзии Дмитриева.

Первые драматургические опыты. Лирика Крылова. Сатирико-повествовательные и морально-философские письма «Почты духов». Журнал «Зритель». Сатирические произведения, появившиеся в «Зрителе»: «Каиб», «Похвальная речь в память моему дедушке», «Ночи». Темы и характер сатиры Крылова «Трумф, или Подщипа» и ее политический смысл. Стиль и язык писателя. Литературная позиция.

Заключение. Итоги изучения русской литературы XVIII в. Место и роль русской литературы XVIII в. в русском и мировом историко-литературном процессе.





Кафедра русской литературы и фольклора © 2003
Разрешено использование любых наших материалов в сети Интернет при установке ссылки на наш сайт