поиск
    

 
 

Методика преподавания русской литературы
составитель - В.В.Палачева


Планы лекционных занятий

Лекция 1 (2ч.)
Тема: Место курса методики преподавания литературы в системе филологического образования

Современная литературно-образовательная ситуация. Технология литературного образования. Проблемы учителя литературы. Освоение литературы в школе. Стратегия курса, цели и задачи.



Лекция 2
(2ч.)
Тема: Методика преподавания литературы как предмет.

Методика преподавания литературы как наука. Связь методики преподавания литературы с литературоведением, дидактикой, психологией. Методика преподавания литературы как искусство.



Лекция 3,4
(4ч.)
Тема: Литературно-образовательная парадигма

Понимание образования в средневековой и современной культуре. Принципы новой образовательной парадигмы. Предмет и цель литературного образования. Функции литературного образования, реализуемые в процессе обучения. Литература как учебный предмет в общеобразовательной школе и специализированных учебных заведениях. Цели и задачи изучения литературы в школе. «Литературно-образовательный круг».

 

Лекция 5 (2ч.)
Тема:
Культура чтения и культура читателя

Произведение как событие и высказывание. Основные этапы деятельности читателя. Типы читателей. Внутренний мир художественного произведения. Способы чтения художественных произведений.


Лекция 6 (2ч.)
Тема:
Система методов и приемов освоения литературы

Основные технологические и методические направления в школьном изучении литературы. Аспекты изучения литературного произведения. Методика литературного анализа. Система основных понятий. Подходы к решению проблемы методов (Голубков, Кудряшов, Скаткин, Лернер, и др.)

 


Лекция 7
(2ч.)
Тема: Этапы читательского становления школьников

Возрастные аспекты литературного образования (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник). Доминанты деятельности. Критерии анализа читательского восприятия. Методика опросов. «Эпохи» развития читательского сознания школьников (С. Аверинцев). Особенности эпической и эстетической сфер познания. Классификации периодов развития (А. Валлон, П. Блонский). Метод возрастных проекций.

 

Тема: Лекция 8 (2ч.)
Тема: «Доличностный» читательский период

Нравственное освоение мира. Путь слушателя. Становление «я-сознания». Общие черты текстов. «Кризис 3 лет». Эстетическое освоение мира. «Кризис 7 лет».

 


Лекция 9
(2ч.)
Тема: Читательская картина младших школьников

Игра как доминанта деятельности. Особенности игрового поведения. Типы художественных произведений, их основные черты.




Лекция 10 (2ч.)
Тема: Читательская картина мира подростков

Промежуточная возрастная ситуация, ее особенности (Л. Выготский). Фантазия как доминанта деятельности. Фантазия и воображение. Особенности подростковой субкультуры, базовые эмоции (слезливость, веселье, страх). Типы художественных произведений, их основные черты.




Лекция 11
(2ч)
Тема:
Читательская картина мира старшеклассников

Рефлексия как доминанта деятельности. Мировоззренческие установки. Восприятие мира через текст. Типы художественных произведений, их основные черты.

 


Лекция 12-13
(4 ч)
Тема: Проблема диалога в литературном образовании

Способность и «неспособность к разговору» (Гадамер). Типология разговоров, их ситуации и функции. «Диалоги» Платона. Жанры «сократического» («живого») диалога и диалога «в царстве мертвых» (Лукиан): основные черты. Приемы «сократического» и «лукиановского» диалогов. Ситуация диалогического обучения: система вопросов и ответов. Структура вопроса, типы вопросов в зависимости от преобладающей функции и способов оформления. Правила постановки вопросов. Виды ответов. Требования, предъявляемые к ответу. «Герменевтический горизонт» (Гадамер) вопроса.

 

 

Лекция 14 (2ч.)
Тема:
Типология уроков литературы

Творческая природа урока литературы. Задачи эстетического анализа (М. Бахтин). Этапы урока. «Крайности» уроков. Типы уроков (урок-трансляция, урок-восхождение, урок-диалог), их основные показатели.

 

 

Лекция 15, 16 (4ч.)
Тема: Литературно-образовательные концепции и программы

Стандарт литературного образования. Методическая схема программы (цели, задачи, идеология, ценностная ориентация, общая схема курса, инварианты). Сравнительный анализ литературно-образовательных концепций и программ XIX – первой половины XX вв.: Устав 1804 года, программа 1890-1912 гг. («Хрестоматия» Поливанова), программа Сиповского (1905), программа 1915 года, программа Десницкого (1919), Единая программа по литературе (1921), программа 1953 года, типовая программа по литературе.). Проблема гуманитаризации образования. Подходы к выстраиванию материала (тематический, формально-хронологический, историко-литературный).

Современные программы по литературе, их типология (традиционные, псевдоальтернативные, альтернативные). Программы Т.Ф. Курдюмовой, В.Г. Маранцмана, Н.Р. Мазепы, В.Я. Звиняцковского, А.Г. Кутузова, М.Б. Ладыгина, А.П. Есина, В.В. Агеносова, В.И. Тюпы, Н.Д. Тамарченко, Л.Е. Стрельцовой. Региональные программы по литературе.



Кафедра русской литературы и фольклора © 2003
Разрешено использование любых наших материалов в сети Интернет при установке ссылки на наш сайт